Вавра Отакар
Ва́вра О́такар (Otakar Vávra) (28.2.1911, Градец-Кралове, Австро-Венгрия, ныне Чехия – 15.9.2011, Прага), чешский кинорежиссёр, сценарист, народный артист Чехословацкой Социалистической Республики (1968).
Изучал архитектуру в Брно и Праге. Выступал как кинокритик и публицист. В 1929–1932 гг. член объединения «Левый фронт». В начале 1930-х гг. работал как ассистент режиссёра и сценарист. В 1930 г. дебютировал как режиссёр экспериментальным фильмом «Свет прорезает тьму» («Světlo proniká tmou»). Экранизировал произведения чешских писателей: «Философская история» («Filosofská historie») по А. Ирасеку, «Девственность» («Panenství») по М. Майеровой (оба – 1937) и др. Значительным событием стал фильм «Цех кутногорских дев» («Cech panen kutnohorských», 1938, приз Венецианского кинофестиваля, 1938). Работам Вавры свойственны нестандартные изобразительные решения, виртуозность монтажа, опора на детально разработанный сценарий и театральную актёрскую школу.
В период немецко-фашистской оккупации режиссёр обратился к языку иносказаний: «Юмореска» («Humoreska»), «Заколдованный дом» («Kouzelný dům», оба – 1939), «Пациентка доктора Гегеля» («Pacientka dr. Hegla»), «Майская сказка» («Pohádka máje», оба – 1940), «Турбина» («Turbína», 1941). Среди фильмов конца 1940-х – 1960-х гг.: «Кракатит» («Krakatit»), «Немая баррикада» («Němá barikáda», оба фильма – 1948; Государственная премия ЧССР, 1949), историческая трилогия «Ян Гус» («Jan Hus», 1954), «Ян Жижка» («Jan Žižka», 1955) и «Против всех» («Proti všem», 1956), «Золотой ранет» («Zlatá reneta», 1965, главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, в том же году), «Романс для корнета» («Romance pro křídlovku», 1966, приз Московского международного кинофестиваля, 1967; Государственная премия ЧССР, 1968).
Свидетель событий «Пражской весны», в 1969 г. создал кинопритчу об инквизиторских процессах в средневековой Чехии «Молот против ведьм» («Kladivo na čarodějnice»). Среди других фильмов: «Дни предательства» («Dny zrady», 1973, диплом Московского международного кинофестиваля, в том же году), «Соколово» («Sokolovo», 1974, совместно с СССР), «Освобождение Праги» («Osvobození Prahy», 1976), «Комедиант» («Komediant», 1984), «Вероника» («Veronika», 1985), «Европа танцевала вальс» («Evropa tančila valčík», 1989), «Моя Прага» («Moje Praha», 2002).
С 1957 г. преподавал на кинофакультете Академии изобразительных искусств в Праге, профессор (с 1963). Ученики – В. Хитилова, И. Менцель и другие режиссёры «чехословацкой новой волны».
В 1979 г. входил в жюри Московского международного кинофестиваля.
Приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах за вклад в киноискусство (2001).