Уоллис Рой
Уо́ллис Рой (Roy Wallis) (1945–1990), британский социолог религии, известный исследователь новой религиозности.
Был одним из наиболее талантливых учеников Б. Уилсона в Оксфордском университете. Долгое время преподавал в Королевском университете в Белфасте (Северная Ирландия), где был также деканом факультета социальных наук, а в 1989 г. занял должность про-вице-канцлера университета.
Видным вкладом Уоллиса в социологию религии являются его попытки теоретически осмыслить феномен новых религиозных движений и происходящих в них процессов. Докторская диссертация Уоллиса посвящена социологическому исследованию саентологии; позднее она легла в основу его знаменитой монографии – «Дорога к полной свободе» («The Road to Total Freedom», 1976). Уоллис рассматривал динамику саентологии как путь от «светской психотерапии» – дианетики – до «квазирелигиозного движения»; типологически этот переход обозначен им как трансформация культа в секту. Для объяснения социального отвержения саентологии и обратной реакции этого движения на враждебное окружение он прибег к социологии девиантности. В целом Уоллис занял критическую позицию по отношению к деятельности Церкви сайентологии, из-за чего подвергся моральным и судебным нападкам со стороны этой организации.
Уоллис разработал и представил в ряде своих работ типологический континуум новых религиозных движений, крайними полюсами которого являются коллективистские объединения, отвергающие существующий общественный порядок, и индивидуалистические объединения, признающие таковой. Основными критериями различий между этими движениями являются эффективность предлагаемых их лидерами убеждений и практик спасения, а также успех в убеждении людей в том, что предлагаемый ими духовный «продукт» уникален. Лидеры движения, убеждённые в уникальности предлагаемых ими средств спасения и устанавливающие монополию на религиозную истину, имеют мироотвергающую позицию. Они осуждают общество и его ценности как противоречащие Божественному замыслу и требуют от своих приверженцев дистанцирования от основного направления социальной жизни. Участие в таких движениях приводит к резкому разрыву новообращённых с прежней социальной средой. Чистота рядов поддерживается посредством строгого социального контроля и отлучения неверных. В связи с изоляционистской позицией по отношению к внешнему миру лидеры эксклюзивистских движений часто живут в страхе преследований и внешнего сопротивления, соответственно, эти движения часто стремятся маскировать свою деятельность.
Движения, не претендующие на уникальность предлагаемых ими средств спасения и не устанавливающие монополии на религиозную истину, в целом ориентированы на принятие окружающего мира. Их лидеры одобряют общепринятые нормы и ценности и предлагают для своих приверженцев такие средства реализации личностного потенциала, чтобы минимально дистанцироваться от общества. Верования участников таких движений, в сущности, индивидуалистические. Вовлечение в такие движения не приводит к резкому разрыву с окружающим миром. Новообращённые проходят постепенный процесс социализации, в ходе которого их взгляды и ценности меняются плавно, зачастую вовлекая круг друзей и родственников. Всё же, и эти движения могут развивать внутреннее «сектантское», мироотвергающее ядро, включающее самых преданных последователей высоко приверженных членов. Срединное положение занимают приспособившиеся к миру коллективистские движения, принимающие существующий социальный порядок.
Уоллис активно участвовал в научной дискуссии о типологии религиозных объединений. Им предложена оригинальная трактовка культа как «плюралистического» типа религиозного объединения, не претендующего на уникальное обладание религиозной истиной, ключевой характеристикой которого является эпистемологический индивидуализм.
Уоллис также разработал собственную теорию фракционности и расколов («Спасение и протест»; «Salvation and Protest», 1979) и теорию харизмы (сборник «Милленаризм и харизма»; «Millennialism and Charisma», 1982).