Трансизраильский нефтепровод
Трансизра́ильский нефтепро́вод (англ. Trans-Israel pipeline, Tipline; нефтепровод Эйлат – Ашкелон, ивр. קו צינור אילת-אשקלון), нефтепровод в Израиле, проходящий от залива Акаба на Красном море до Средиземного моря. Построен для транспортировки сырой нефти из Ирана в Израиль и Европу. Протяжённость нефтепровода составляет 254 км. Максимальная мощность 90 млн т нефти в год в обе стороны. Диаметр трубы 106,7 см. Нефтепровод принадлежит компании Eilat Ashkelon Pipeline Company и управляется ею.
В Израиле трубопровод считается стратегическим объектом. В 1968 г. парламент страны принял специальный закон, полностью освобождающий от налогов компанию-оператора.
С середины 1950-х гг. более 90 % израильского нефтяного импорта поступало из Ирана, т. к. до 2022 г. Израиль был одной из немногих стран Ближнего Востока, не имеющих собственных запасов нефти. Нефть доставлялась в танкерах в Эйлат и оттуда, по трубопроводу диаметром около 40 см, – в Беэр-Шеву. В 1965 г. израильская сторона предложила проект совместного строительства и эксплуатации нефтепровода. Поскольку ¾ иранской нефти шло через Суэцкий канал, идея трубопровода отвечала стратегическим интересам Ирана, т. к. позволяла уменьшить зависимость от Египта. В ходе соглашений были созданы компания Trans-Asiatic Oil, совместная компания израильского правительства, и компания Iranian National Oil Company. Израиль и Иран договорились создать совместное партнёрство в равных долях.
После Суэцкого кризиса правительство Израиля запустило первый в стране нефтепровод между Красным и Средиземным морями мощностью 24 тыс. баррелей в день. Прокладка трубопровода была завершена в июле 1958 г. В 1960 г. началось расширение пропускной способности участка от Красного моря до Беэр-Шевы, в результате чего общая производительность увеличилась с 30 тыс. до 100 тыс. баррелей в день. Это совпало с началом производства на экспорт в Хайфе, где с 1948 г. не было достаточных запасов сырой нефти, она производилась только для местного рынка. Для транспортировки иранская компания использовала 30 танкеров. Танкеры загружали нефтью в портах Ирана, далее доставляли в Эйлат, где разгружали в специальном терминале, и транспортировали нефть по трубопроводу в Ашкелон. Большую часть вновь загружали в танкеры и отправляли в Европу. Часть оставляли для нужд израильской энергетики. Компания Iranian National Oil Company продавала нефть компании Trans-Asiatic по ценам ниже рыночных и предоставляла кредит на три месяца.
Иран прекратил использование трубопровода после свержения шаха Мохаммеда Резы Пехлеви в ходе иранской Исламской революции 1979 г. Одним из первых решений Р. Хомейни после прихода к власти стало полное прекращение отношений с Израилем. Также Иран отказался от всех совместных инициатив в сфере безопасности и нефти. После того как нефтепровод был передан израильской компании, Иран предъявил иск о компенсации. В 2016 г. Федеральный суд Швейцарии вынес решение в пользу Ирана, присудив компенсацию в размере 1,1 млрд долл. с процентами. Компания Trans-Asiatic продала нефтяные танкеры и была вынуждена сократить штат, а также закрыть офисы за границей.
В ноябре 1977 г. состоялся исторический визит А. Садата в Израиль, где он выступил перед кнессетом в Иерусалиме, таким образом признав за еврейским государством право на существование. Египет был первой из арабских стран, денонсировавших провозглашённый в 1967 г. в Хартумской резолюции принцип «трёх нет»: «нет» миру с Израилем, «нет» признанию Израиля, «нет» переговорам с Израилем. Беспрецедентный акт положил начало мирному процессу. Израиль заключил мирный договор с Египтом, в контексте которого Египет пообещал продавать Израилю нефть. Египетская нефть прибывала в танкерах в Эйлат, оттуда транспортировалась по нефтепроводу в Ашкелон, затем на нефтеперерабатывающие заводы в Хайфе и Ашдоде. В среднем транспортировалось около 1,5 млн т в год. Израиль обвинил Иран в отказе от ответственности за сложившуюся ситуацию и подал встречный иск. К 2023 г. долг не выплачен.
В 2003 г. Израиль и Россия заключили соглашение о поставках на азиатские рынки российской нефти, которая доставлялась танкерами из Новороссийска в Ашкелон, а затем перегружалась на танкеры в Эйлате для отправки в Азию. Этот маршрут из Европы в Азию короче традиционного маршрута вокруг Африки и дешевле, чем через Суэцкий канал.
В сентябре 2020 г. была достигнута предварительная договорённость о транспортировке эмиратской нефти из Красного моря в Средиземное по трубопроводу. После подписания Авраамских соглашений Израиль и ОАЭ достигли договорённости об использовании нефтепровода в прямом направлении, для транспортировки нефти из ОАЭ в Европу, минуя Суэцкий канал. В 2021 г. Израиль объявил о начале поставок нефти из Объединённых Арабских Эмиратов в терминал в Эйлате для последующей перекачки по нефтепроводу в Ашкелон и дальнейшей транспортировки в страны Средиземноморского бассейна.
В мае 2021 г., во время ракетного обстрела Израиля со стороны сектора Газа, одна из запущенных ракет повредила инфраструктуру Трансизраильского нефтепровода в районе Ашкелона.