Токчхон
Токчхо́н (кор. 덕천시; ханча 德川市), город в центральной части Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), в провинции Пхёнан-Намдо.
Общие сведения
Город располагается на северо-востоке провинции Пхёнан-Намдо, на значительном удалении от побережий Жёлтого и Японского морей. Граничит с уездами Нёнвон и Мэнсан на востоке, Пукчхан – на юге. На севере проходит административная граница с уездом Куджан, относящимся к провинции Пхёнан-Пукто.
Площадь 692 км2 (2014). Включает 23 городских района (тон) и 9 сельских (ри).
Токчхон располагается на южной окраине Амнокканского нагорья, в долине реки Тэдонган. С севера и запада города находятся горы Мёхян (с высотами 1180–1199 м), на юге – хребет Чанансан (здесь находится самая высокая точка города – 1248 м). Рельеф восточной части города сильно расчленён эрозионной деятельностью реки Тэдонган. В этом районе находятся многочисленные пещеры.
Важный железнодорожный узел. Город расположен на перекрёстке дорог, пролегающих с севера на юг и с запада на восток. Токчхон связан с Пхеньяном железнодорожной линией Пхёндок [электрифицированная одноколейная линия (ширина колеи 1435 мм) между Пхеньяном и Куджаном (провинция Пхёнан-Пукто) протяжённостью 192,3 км; построена в 1939 для транспортировки угля, добываемого в провинции Пхёнан-Намдо]. Прямое автомобильное сообщение со столицей и другими крупными городами, в том числе портовыми, отсутствует. До Пхеньяна на автомобиле можно добраться через Кэчхон и Анджу, до Пхёнсона (административный центр провинции) – через Сунчхон.
Железнодорожное строительство улучшило экономико-географическое положение Токчхона, сделав его перспективным индустриальным центром страны. Токчхон связан со многими районами КНДР благодаря стыковкам линии Пхёндок с другими направлениями Государственной железной дороги КНДР: Пхёнбу, Пхённам, Пхёнра, Пхёный, Манпхо, Чхоннён-Пхальвон. В пределах Токчхона реку Тэдонган пересекают 2 автомобильно-пешеходных моста и 1 железнодорожный.
В грузовых и пассажирских перевозках Токчхона важную роль играют внутренние водные пути – по реке Тэдонган и водохранилищу Кымсон.
Население
Численность населения города составляет 237,1 тыс. человек (перепись населения 2008). Плотность населения 343 чел./км2. В городских районах (тонах) проживает 89 % населения Токчхона, в сельских районах (ри) – 11 %. Население этнически однородно (абсолютное большинство – корейцы).
История
Поселение на месте современного города известно со времён государства Корё. Область современного Токчхона представляла собой важный стратегический форпост для продвижения сил Корё на север. С 10 в. здесь строились оборонительные укрепления. Расположенное рядом с ними поселение в 1001 г. получило название Токджу (덕주). С конца 14 в. под властью династии Чосон, в начале 15 в. получило своё современное название. В 1910–1945 гг. по условиям японо-корейского договора 1910 г. Токчхон находился под властью Японии. Этот период ознаменован быстрым промышленным развитием города, которое обусловлено расположением в одном из районов города месторождений каменного угля. В 1939 г. построена железнодорожная ветка в целях транспортировки угля в промышленные районы севера Кореи, в том числе в Пхеньян. Помимо угледобычи, активно развивалось машиностроение. В 1945 г. освобождён, с 1948 г. в составе КНДР. В 1950 г. в Токчхоне основан машиностроительный завод «Сынни», город стал важным центром тяжёлой промышленности. В 1982 г. часть поселения пострадала от сильного наводнения. В 1986 г. Токчхон получил статус города (си).
Архитектура
В центральной части Токчхона с крупными общественными сооружениями и широкими бульварами преобладает регулярная планировка. К центру прилегают жилые районы с малоэтажной и среднеэтажной застройкой и смешанным типом планировки.
Образование
В Токчхоне располагается несколько учебных заведений: Технический колледж автомобилестроения (1960), Гидроэнергетический техникум, Колледж угледобывающей промышленности (1979).
Хозяйство
Основа городской экономики – промышленное производство. Индустриальное развитие города первоначально было связано с добычей антрацита в Северном угольном бассейне. В 1970-х гг. сформировался крупный угледобывающий комплекс (덕천지구탄광련합기업소), объединяющий около 50 шахт. Уголь, добываемый в районе Токчхона, поставляется в том числе на самую мощную в КНДР Пукчханскую тепловую электростанцию.
В обрабатывающей промышленности Токчхона главную роль играет машиностроение. В городе производится оборудование для горнодобывающей промышленности, энергетики; автомобили; работают ремонтные мастерские.
В городе расположено крупнейшее машиностроительное предприятие КНДР – автомобильный завод «Сынни» [2-е после «Пхёнхва Моторс» (Нампхо, провинция Пхёнан-Намдо) предприятие автомобилестроения в КНДР]. Находится в 500 м от железнодорожной станции Токчхон, занимает площадь около 600 тыс. м2, около 25 тыс. занятых (2010). Производственные цеха предприятия возводились в 1952–1956 гг. В ноябре 1958 г. был выпущен первый автомобиль – грузовик «Сынни-58», представлявший копию советского ГАЗ-51. В период 1961–1970 гг. ассортимент продукции расширялся, налажено производство легковых автомобилей, грузовиков разной грузоподъёмности («Кымсусан» – 40 т, «Сыннисан» – 25 т, Сынни-60/10.10 – 10 т), грузовых внедорожников («Сынни-4.10»), автобусов. Все модели – копии или производные автомобилей зарубежных компаний. В 1980-х гг. выпускалось от 6 до 7 тыс. автомобилей в год. Производство резко сократилось в 1990-х гг. Продолжается выпуск 5-тонных грузовиков (2017).
В Токчхоне действует завод (덕천탄광기계공장) по производству оборудования для горнодобывающей промышленности.
Лёгкая промышленность представлена предприятиями по производству тканей и одежды, товаров повседневного потребления.
На реке Тэдонган действует одноимённая гидроэлектростанция (при её строительстве река восточнее Токчхона была перекрыта плотиной, выше по течению реки образовалось водохранилище Кымсон). Строительство электростанции велось 10 лет (1973–1983) с привлечением иностранных специалистов. При создании водохранилища были затоплены обширные участки сельскохозяйственных земель.
На сельскохозяйственные земли приходится 9 % территории Токчхона (2003), из них более половины площади используется для выращивания зерновых культур, преимущественно кукурузы. Около 1/3 земель занято овощами. Культивируют тутовые деревья. Главное направление животноводства – разведение тутового шелкопряда и получение коконов, используемых на местном шелкопрядильном комбинате.
Окрестности
К северу от Токчхона (около 30 км) протянулся горный хребет Мёхян (кор. 묘향산맥 – ароматные горы). Горы покрыты смешанными лесами, встречаются многочисленные водопады. На скалах стоят буддистские храмы. В 2009 г. Мёхян получил статус биосферного заповедника ЮНЕСКО. Здесь произрастают 30 видов эндемичных растений; 16 видов растений и 12 видов животных находятся под угрозой исчезновения (2009). Международная организация BirdLife International признала хребет Мёхян особо важной территорией для сохранения птиц и мест их гнездования. В районе хребта популярен активный отдых, пеший и экологический туризм.