The Notorious B.I.G.
The Notorious B.I.G. (Кристофер Джордж Латор Уоллес; Бигги Смоллз; Бигги; англ. Christopher George Latore Wallace; Biggie Smalls; Biggie) (21.5.1972, Нью-Йорк – 9.3.1997, Лос-Анджелес), американский рэпер, продюсер, один из ведущих представителей лейбла Bad Boy Records. В 1995 г. был удостоен титула рэпера года по версии Billboard Music Award.
Мать исполнителя Волетта Уоллес, мигрантка из Ямайки, была школьной учительницей; отец Селвин Джордж Латор – сварщик и впоследствии политик. В 1974 г. отец оставил семью, и Волетте пришлось работать в нескольких местах, чтобы прокормить сына. Бо́льшую часть жизни рэпер провёл в Бронксе – районе Нью-Йорка, где царили безработица, социальное неравенство и преступность. По мере взросления музыкант сталкивался с разными тяжёлыми обстоятельствами: раком, выявленным у матери, ранней беременностью его девушки, бедностью, вынудившей его заняться продажей наркотиков. Вхождение в криминальный мир повлекло за собой несколько арестов Уоллеса по обвинению в хранении оружия и психотропных веществ. Эти события вдохновили Уоллеса на сочинение рэпа и стали биографической основой для его сценического образа. Написание текстов, как утверждал рэпер, было для него способом выживания.
Альбом «Ready to Die», с которым Notorious B.I.G. дебютировал в 1994 г., обеспечил ему репутационный и коммерческий успех. Критики писали, что Уоллесу удалось воссоздать звуковой ландшафт окружающего его мира с невероятной чёткостью (Lang. 2007), а естественная манера читки, использование нетипичных звуковых элементов и концептуальная проработка альбома выгодно отличали его от остальных рэперов. Успех привлёк к исполнителю внимание прессы и позволил ему выступать с концертами по всей стране.
Содержание 1-го альбома касалось криминальной деятельности Уоллеса, включая такие детали, как получение, упаковка и перепродажа наркотиков. Эти сюжеты сопровождались размышлениями о росте его популярности, которая могла поставить его жизнь под угрозу. Сквозной темой «Ready to Die» стала смерть: в заключительных треках лирический герой Уоллеса совершает самоубийство. Несмотря на трагический исход истории его протагониста, в своём творчестве рэпер стремился дать надежду и мотивацию продолжать жить вопреки трудностям.
Появление Notorious B.I.G. помогло рэперам Восточного побережья США вернуть себе лидерство в хип-хопе, удерживаемое Западным побережьем с конца 1980-х гг. Жестокие сюжеты Уоллеса оказались альтернативой рассказам о праздной жизни в роскоши, которые на Западе США сочиняли рэперы Dr. Dre, Snoop Dogg, Ice Cube и др. Триумф рэперов Восточного побережья, и Notorious B.I.G. в частности, послужил поводом для создания лейбла Bad Boy Records − одного из самых коммерчески успешных музыкальных издательств региона, чьё влияние распространяется далеко за пределы хип-хопа. Уоллес выступал в нём наставником многих рэперов, включая таких известных впоследствии исполнителей, как Lil' Kim и Junior M.A.F.I.A.
Карьерный взлёт предопределил поворот в творчестве Уоллеса. Альбом «Life After Death», вышедший в 1997 г., повествует об удовлетворении былых желаний. Их реализацию обеспечивает мир гангстеров, образ которых во многом вдохновлён произведениями массовой культуры. Криминальный мир становится осязаемым для слушателей ещё и потому, что Уоллес оказывается вовлечён в него через обострявшийся конфликт между рэперами двух побережий, нередко переходивший в вооружённые стычки.
На записи 2-го альбома голос музыканта стал ниже из-за избыточного веса (по разным данным, от 140 до 180 кг). Notorious B.I.G. стал по-другому презентовать себя: от шумных импровизаций (фристайлов) на улицах города он перешёл к пафосным выступлениям на церемониях музыкальных премий. Изменения коснулись и стиля его одежды: неряшливые футболки оверсайз и незашнурованная обувь уступили место сшитым на заказ костюмам-тройкам, фетровым шляпам и винтажным солнцезащитным очкам. Новыми повседневыми атрибутами рэпера стали дорогие сигары, алкоголь и недвижимость, сделавшие его мишенью для криминальных банд.
Восхождение Notorious B.I.G. подстегнуло соперничество не только между двумя частями США, но и внутри Восточного побережья. Конфликт Notorious B.I.G. с другим легендарным рэпером, 2Pac (Тупаком Шакуром), послужил причиной раскола и вражды внутри фанатского сообщества. Отношения Уоллеса и Шакура были дружественными вплоть до 1994 г.: они нередко появлялись на одних вечеринках, записывали совместные треки и иногда устраивали совместные выступления, например на фестивале Budweiser Superfest в октябре 1993 г.
Конфликт разразился после того, как 2Pac получил пять огнестрельных ранений возле лифта студии звукозаписи, где в тот же день работал Notorious B.I.G. После выздоровления рэпер стал подозревать в организации покушения на него лейбл Bad Boy Records и Уоллеса в частности. Отвергая заверения Уоллеса в непричастности к произошедшему, Шакур начал против него публичную кампанию: регулярно устраивал нападки в СМИ и записывал оскорбительные треки. Шакур также вступал в препирательства с другими участниками Bad Boy Records. Уоллес изредка отвечал на выпады, но надеялся восстановить дружбу с Шакуром после того, как тот заговорил об уходе с лейбла Death Row Records. В 1996 г. Шакур был застрелен неизвестными лицами в Лас-Вегасе, а в 1997 г. был убит сам Notorious B.I.G.
Полиция не смогла раскрыть оба преступления. Свидетели конфликта между Шакуром и Уоллесом утверждают, что атаки на них могли быть инициированы людьми с Западного побережья. Убийца Уоллеса не был найден и привлечён к ответственности, однако расследование помогло выявить крупнейшую преступную сеть с участием полицейских Лос-Анджелеса. Более чем 70 офицерам были предъявлены обвинения в ограблении банков, наркоторговле и убийствах. Некоторые из них могли быть причастны к убийству Уоллеса.
Альбомы «Ready to Die» и «Life After Death» неоднократно признавались платиновыми, а также были отнесены к числу самых продаваемых и выдающихся пластинок в истории хип-хопа. Cинглы Уоллеса на протяжении многих лет возглавляли чарты Billboard Hot 100. В 1999 г. вышел посмертный альбом Notorious B.I.G. «Born Again», составленный из ремиксов более ранних работ исполнителя и демозаписей новых треков. Особенность пластинки заключалась в её символической составляющей: сложные метафоры и описания были вытеснены названиями брендов, наделившими треки эмоциональной и смысловой глубиной. Следующее поколение рэперов сделало этот приём одним из базовых, также переняв манеру Уоллеса строить повествование.
В 2020 г. Notorious B.I.G. был введён в Зал славы рок-н-ролла, но его наследие оказалось более скромным по своему географическому и демографическому охвату, чем у Тупака Шакура. Личность Уоллеса также не была переосмыслена после смерти, как это произошло с Шакуром.