«Тело Дженнифер»
«Те́ло Дже́ннифер» («Jennifer's Body»), американская чёрная комедия с элементами хоррора 2009 г. режиссёра К. Кусамы по сценарию Д. Коуди. Главные роли исполнили М. Фокс и А. Сейфрид. Фильм снят в феминистской оптике. Авторы иронизируют над сексуализацией образов девочек в старшей школе. Из-за неудачного маркетинга фильм был плохо принят зрителями и критиками, но впоследствии стал образцом феминистского жанрового кино.
В центре сюжета ученицы старшей школы Анита «Ниди» Лесники (А. Сейфрид) и Дженнифер Чек (М. Фокс). Дженнифер и Ниди лучшие подруги, между ними существует особая связь – они чувствуют друг друга на расстоянии, их посещают видения, связанные друг с другом. При этом характеры героинь противоположны: Дженнифер соответствует образу «королевы старшей школы», тогда как Ниди изображена как скромная, тихая девушка.
Когда девушки отправляются в местный бар на концерт малоизвестной рок-группы, в здании происходит пожар, и в суматохе участники группы увозят Дженнифер. После пожара, унёсшего много жизней, в городе начинаются жестокие убийства с расчленениями.
Постепенно Ниди понимает, что их совершает Дженнифер, которую, как оказалось, участники группы принесли в жертву как девственницу согласно ритуалу, обеспечивающему музыкальным группам успех. Однако Дженнифер обманывает музыкантов-дьяволопоклонников, что не имела сексуального опыта, поэтому ритуал не удаётся, и девушка не умирает, а превращается в демона, питающегося человеческой плотью. Дженнифер убивает нескольких юношей из своей школы, и когда очередь доходит до возлюбленного Ниди, последняя, почерпнувшая из книг школьной библиотеки нужную информацию о демонах и их уничтожении, сама убивает подругу. Фильм заканчивается кадрами убийств членов музыкальной группы, когда Ниди, после борьбы с одержимой Дженнифер получившая часть её способностей, сбегает из тюрьмы и легко расправляется с ними.
Музыка и звуковое сопровождение
Важными составляющими фильма является музыка и музыкальный мир. Музыкальное сопровождение и ссылки на рок-сцену создают мир, в котором живут персонажи-подростки, для них музыка важна как часть их идентичности. Возлюбленный Ниди играет в музыкальной группе, на стенах комнат девушек множество плакатов музыкальных групп, все ключевые сцены фильма сопровождаются рок-песнями.
В картине критикуется коммерциализированность рок-сцены и равнодушие исполнителей, ориентированных на прибыль. В фильме это передаётся через абсурдные ритуалы, включающие убийства людей, или построение популярности на трагедии. В одной из сцен сообщается, что 3 % прибыли от нового альбома группы пойдут семьям погибших в пожаре людей.
Кино затрагивает тему положения женщин в музыкальном мире, в частности, проблему потребительского отношения известных музыкантов к своим поклонницам.
Феминистская и тематика
Основная тема «Тела Дженнифер» – критика сексуальной объективации женщин и девочек-школьниц. Сюжет строится вокруг тела Дженнифер. Подростковая сексуальность социально неприемлема, но активно эксплуатируется в медиа, и этот феномен осуждается в фильме.
Другим объектом критики становятся доступные женщинам социальные роли, в фильме во многом утрированные. На примере скромной Ниди и раскрепощённой Дженнифер показываются два основных типажа. Упоминается, что для того, чтобы поддерживать имидж, Дженнифер вынуждена худеть с помощью медикаментов, вызывающих тошноту. При этом Ниди, находящую в библиотеке нужные знания или критикующую музыкантов, не воспринимает всерьёз даже собственный возлюбленный.
Важна связь феминистской оптики и хоррора. Фильм наследует хоррорам, где главными героинями становятся женщины [«Ребёнок Розмари» («Rosemary's Baby», 1968, режиссёр Р. Полански), «Кэрри» («Carrie», 1976, режиссёр Б. Де Пальма) и др.]. В тропах хоррора реализуется агентность Дженнифер, некогда объективируемой (являвшейся объектом вожделения) множеством мужчин, но после ритуала использующей сексуальность, чтобы приманивать и затем убивать и пожирать их.