Танзания. Хозяйство. Внешняя торговля
Вне́шняя торго́вля Танза́нии. Экспорт приносит стране бо́льшую часть валютных поступлений, импорт покрывает потребности страны в промышленных товарах и восполняет нехватку продовольствия.
За годы независимого развития характер экспорта Танзании значительно не изменился. Страна по-прежнему вывозит в основном сельскохозяйственное (кофе, чай, табак, хлопок, сизаль, орехи кешью) и минеральное сырьё. Новые тенденции – сокращение доли традиционных продовольственных товаров и рост как доли товаров т. н. нетрадиционного экспорта (минеральные ресурсы, продукты переработки сельскохозяйственной продукции), так и экспорта услуг.
Экспорт товаров и услуг составляет 8 245,0 млн долл. США, импорт – 9 181,0 млн долл. Объём внешнеторгового оборота 17 426,0 млн долл. Сальдо торгового баланса отрицательное (–935,9 млн долл.).
Структура танзанийского экспорта в 2020 г. (%): золото (39,9); орех кешью (4,4); кофе (2,3), табак (1,8), прочие товары (51,6).
Танзания импортирует машины, промышленное, транспортное и строительное оборудование, продовольствие, сырую нефть и нефтепродукты, товары широкого потребления, химическую продукцию, пластмассы, фармацевтические препараты. Импорт, всегда имевший тенденцию к росту, особенно заметно вырос как по стоимости, так и по объёму после либерализации торгового режима, которая сняла бо́льшую часть ограничений на импорт, упростила многие процедурные формальности, ввела новую систему тарификации.
Изменения в структуре импорта коснулись в основном продовольствия, которое в неурожайные годы составляло 25–30 % общей стоимости. После 2015 г. наблюдаются сокращение стоимости импорта нефтепродуктов, минеральных удобрений и увеличение стоимости импорта промышленного оборудования. Структура танзанийского импорта в 2020 г. (%): промышленное оборудование (16,4), нефтепродукты (14,0), оборудование для строительства (10,2), транспортное оборудование (8,5), промышленное сырьё (8,3), продовольствие (4,2), удобрения (2,0), прочие товары и услуги (36,4).
География внешней торговли Танзании за годы независимости претерпела существенные изменения. Если в конце 1960-х гг. на Великобританию, США, ФРГ и Италию приходилось 46 % экспорта и 50 % импорта, то в начале 2020-х гг. Танзания имеет торговые отношения со 168 странами мира. Основными покупателями танзанийских товаров являются (%; 2020): Индия (15,1), ОАЭ (14,6), Швейцария (13,5), Уганда (12,4), Китай (6,6), Кения (4,1), Испания (3,6) и Вьетнам (3), а главными поставщиками – Китай (34,4), Демократическая Республика Конго (13,7), Индия (11,6) и ОАЭ (6,5).