Стрюченко Иван Григорьевич
Стрюче́нко Ива́н Григо́рьевич (8.10.1936, станица Славянская Славянского района Азово-Черноморского края, ныне г. Славянск-на-Кубани – 3.12.1998, Владивосток), советский и российский историк, журналист, педагог, общественный деятель. Родился в семье рабочего. Окончил отделение журналистики филологического факультета Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) (1967). Ученик А. И. Крушанова, Г. С. Куцего.
Биография
В 1937 г. семья переехала в Лазовский район Приморского края, в 1950 г. – в Находку. После семилетней школы (1951) окончил железнодорожное училище (1953), два года работал токарем на заводе «Металлист» во Владивостоке. В 1955–1957 гг. проходил военную службу.
Литературный сотрудник владивостокских газет «Ленинское знамя» (1958–1960), «Тихоокеанский комсомолец» (1960–1961, 1963–1967). В 1961 г. поступил на очное отделение журналистики ДВГУ, в 1963 г. перевёлся на заочное. Редактор учебной газеты ДВГУ «Молодой журналист» (1967–1970).
Ассистент (1971), доцент (1973–1976) кафедры журналистики ДВГУ. Читал курсы по истории журналистики, в том числе по истории дальневосточной печати, вёл спецкурс «Творческая лаборатория публициста». Кандидат исторических наук (1972), доктор исторических наук (1986).
С 1977 г. до конца жизни работал в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (ИИАЭ) Дальневосточного научного центра (с 1986 Дальневосточное отделение) АН СССР (с 1991 РАН): младший научный сотрудник (1977–1980), старший научный сотрудник сектора феодализма и капитализма (1980–1984), создатель и заведующий (1985–1998) сектора научной информации и краеведения (с 1994 – Центр исследований по истории культуры Дальнего Востока России); ведущий научный сотрудник (1992–1993), главный научный сотрудник (1993–1998). Профессор (1997).
Руководитель секции по пропаганде исторических знаний Приморской краевой организации общества «Знание» (1978–1991). Провёл две конференции (первая в 1990), посвящённые Камчатской епархии и святителю Иннокентию (Попову-Вениаминову), председатель Дальневосточной общественной научно-исследовательской, культурно-просветительской и благотворительной организации имени святителя Иннокентия (1990–1998), в рамках которой развернул активную деятельность по изучению и популяризации культуры российского Дальнего Востока.
Под руководством И. Г. Стрюченко было подготовлено 6 кандидатских диссертаций.
Научные труды
В кандидатской диссертации «Комсомольско-молодёжная печать Дальнего Востока в борьбе за власть Советов (1917–1922 гг.)» рассмотрел зарождение оппозиционной молодёжной печати под влиянием Революции 1905–1907 гг. Стрюченко установил, что первыми изданиями стали рукописные журналы учебных заведений Благовещенска, Владивостока, Хабаровска, содержавшие призывы к свержению самодержавия и освобождению учащихся от полицейской опеки. Легализация молодёжных изданий произошла после Февральской революции 1917 г., однако до октября 1917 г. они находились под влиянием идеологии меньшевиков и эсеров. С появлением комсомольской организации на Дальнем Востоке (1920) при поддержке большевистских изданий стали выходить газеты «Юный коммунист», «Юный Спартак», «Юная рать». В годы Гражданской войны 1917–1922 гг. и существования Дальневосточной республики комсомольцы пропагандировали идеи советской власти, призывали молодёжь вступать в Народную революционную армию и партизанские отряды. Комсомольские издания стали новой ступенью в развитии молодёжной печати.
В монографии «Печать Дальнего Востока накануне и в годы первой русской революции (1895–1907 гг.)» (1982) представил картину развития региональной печати на рубеже 19–20 вв., при этом не ограничившись исключительно большевистскими изданиями. Исследователь показал, что либерально-демократической прессе принадлежала заметная роль в активизации общественной жизни на восточной окраине Российской империи. Выделив такие издания, как «Дальний Восток», «Амурская газета», «Владивосток», автор посвятил отдельный параграф деятельности демократической печати в культурно-просветительской сфере. Особо отметил заметное влияние на общественную жизнь региона первой государственной газеты на Дальнем Востоке – «Приамурских ведомостей». Официально она должна была придерживаться «государственно-охранительного направления», однако благодаря демократическим установкам таких редакторов, как А. П. Сильницкий и М. Я. Сибирцев, занимала весьма прогрессивные позиции: в «Приамурских ведомостях» печатались критические материалы, содержавшие объективную оценку проблем, мешающих развитию новых территорий. Для многих дальневосточников газета являлась единственным источником не только политической, но и культурной информации, что было очень важно в условиях обширной территории региона, удалённости друг от друга населённых пунктов, слабой транспортной связи между ними. Вокруг дальневосточных изданий сосредоточивались представители региональной культурной элиты, здесь формировались профессиональные кадры журналистов и пробовали свои силы местные литераторы.
Подготовил первый в отечественной литературе аннотированный список периодической печати Дальнего Востока и Забайкалья 1861–1917 гг. (1983), который содержит более 450 наименований и убедительно доказывает основной авторский тезис: «Создание широкой сети периодических изданий на самой далёкой окраине России являлось крупным завоеванием передовой русской культуры на востоке страны» (Стрюченко. 1983. С. 11). Особую ценность списку придаёт включение в него периодических изданий, издававшихся в зоне Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД): в свете этой информации становится понятным феномен формирования «материка» русской культуры на Северо-Востоке Китая.
В монографии «Идейно-политическая борьба большевиков Дальнего Востока против буржуазии и мелкобуржуазных партий за массы в 1917 году» (1985), объективно оценивая возможности большевистской печати, констатировал, что от победы Февральской революции 1917 г. до начала июля основная масса дальневосточников находилась «в плену мелкобуржуазной идеологии» (Стрюченко. 1985. С. 135). Раскол объединённых организаций РСДРП на меньшевиков и большевиков на востоке страны сопровождался увеличением числа большевистских изданий: газета «Красное знамя», «Бюллетень Объединённого исполкома Советов» (Владивосток), журнал «Борьба» (Харбин, зона КВЖД). Эти издания знакомили население с декретами Советской власти и пропагандировали местный опыт советизации края. Вместе с тем в монографии приводится мнение зарубежных политологов, которые утверждали, что на окраине страны члены РКП(б) либо не были знакомы с ленинскими идейно-тактическими установками, либо неверно их понимали. Таким образом, автор знакомил читателя не только с официально принятой в те годы точкой зрения, но и с позицией оппонентов советской историографии.
В докторской диссертации «Печать Дальнего Востока в пролетарский период освободительного движения в России (1895–1917 гг.)» (1986) обобщил основные выводы и наблюдения своих монографий.
Возглавил работу по сбору и систематизации материалов к своду памятников истории и культуры Приморья «Памятники истории и культуры Приморского края: материалы к своду» (Владивосток, 1991). Стал инициатором издания серии «История Дальнего Востока в лицах», в рамках которой вышли два сборника «Забытые имена: статьи и очерки» (Владивосток, 1994; 2001); создания первого в истории Приморья энциклопедического справочника «Приморский край» (1997), подготовил для него ряд статей по литературе и журналистике.
В монографии «Культура и исторический процесс: этюды истории» (1998) предложил рассматривать историю «сквозь призму культуры», а не просто как череду явлений и событий, подчеркнул особую роль православия в формировании единого культурного пространства России.
Возглавил работу над учебным пособием «История культуры Дальнего Востока России в XVII–XX веках» (1998), написал более 70 % общего объёма текста. Обратившись к проблемам региональной культуры, учёный поставил своей целью преодолеть расхожее мнение об абсолютной отсталости «восточной окраины». Для этого требовалось показать самоценность «дочерних» культурных образований, их особую значимость для создания духовно-нравственного потенциала, способного превратить отдалённую территорию в органическую часть России. Региональная культура, входя в национальную, привнесла с собой новую художественную проблематику. Природная среда, этнография, история Дальнего Востока стали неотъемлемым достоянием тематической палитры отечественной культуры.
Автор публицистической книги «Трагедия нашего времени» (1990): не претендуя на роль «учителя или моралиста», обращает внимание общества на те «проклятые вопросы жизни, от которых ноет сердце и болит душа» (Трагедия нашего времени. С. 3).
Член авторских коллективов изданий «История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. – февраль 1917 г.)» (М., 1991), «Владивосток. Путеводитель по городу» (Владивосток, 1993).
Член Союза журналистов России.
Похоронен на Морском кладбище Владивостока.