Ставропольский край. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Ставропо́льского кра́я, региональная транспортная система, представленная автомобильным, железнодорожным, воздушным и трубопроводным видами транспорта.
На транспортировку и хранение приходится 5,1 % валового регионального продукта Ставропольского края (2021). Объём перевозки грузов 11,6 млн т (из них 5,8 млн т железнодорожным транспортом, 5,7 млн т автомобильным). Объём пассажироперевозок 102,5 млн человек (из них 78,4 млн человек автобусным транспортом, 17,3 млн человек электрическим, 6,8 млн человек железнодорожным; 2022).
Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием 18 353 км, плотность 277 км/1000 км2 (2022; в 4,3 раза выше общероссийского показателя). Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием 71,2 % (2022). Основной каркас сети автомобильных дорог края образуют трассы федерального значения Р-217 «Кавказ», А-157 (Минеральные Воды – Кисловодск), А-167 (Кочубей – Нефтекумск – Зеленокумск – Минеральные Воды), Р-216 (Астрахань – Элиста – Ставрополь), регионального значения 07Р-041 (Ставрополь – Ростов-на-Дону), 07К-021 (Журавское – Благодарный – Кучерла – Красный Маныч), 07К-094 (Зеленокумск – Никольское – Степное), 07К-001 (Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды), 07К-043 (Преградное – Тахта – Ипатово), 07К-036 (Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красногвардейское).
Число автобусов общего пользования на 100 тыс. человек – 72 (в среднем по РФ 94), уровень автомобилизации – 259,6 на 1 тыс. человек (2022; в среднем по РФ 326,9).
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования – 922 км, плотность – 139 км на 10 тыс. км2 (2022; в среднем по РФ 51 км на 10 тыс. км2), бо́льшая часть дорог не электрифицирована. Структура перевозок грузов железнодорожным транспортом (2021): продукция химической промышленности, в том числе минеральные удобрения – 37,8 %, зерно и мука – 34,2 %, нефть и нефтепродукты – 18,4 %, прочие грузы – 9,6 %. Основные железнодорожные магистрали: Минеральные Воды – Кисловодск, Бештау – Железноводск, Минеральные Воды – Прохладная, Минеральные Воды – Невинномысская – Армавир, Палагиада – Ставрополь, Палагиада – Светлоград – Элиста, Светлоград – Будённовск – Георгиевск, Палагиада – Расшеватка – Кавказская, Передовая – Красная Гвардия, Невинномысская – Джегута, Скачки – Лермонтов-Промышленная, Георгиевск – Незлобная.
Железные дороги Ставрополья относятся к Минераловодскому региону управления Северо-Кавказской железной дороги.
Крупнейший международный нефтепровод края – «Тенгиз – Новороссийск» (2001; под управлением Каспийского трубопроводного консорциума; 1560 км; мощность 43 млн т/год), на территории края действуют 2 нефтеперекачивающих станции – в Ипатовском и Изобильненском городских округах. Другие нефтепроводы Ставрополья: «Баку – Новороссийск» (1983; под управлением компании «Транснефть»; 1330 км; на территории края нефтеперекачивающая станция «Подкумок»), «Нефтекумск – Будённовск» (под управлением компании «РН-Ставропольнефтегаз»). В Изобильном располагается начальный пункт газопровода «Голубой поток» (2003; Изобильный – Анкара). Протяжённость магистральных газопроводов по территории края превышает 8 тыс. км, ежегодные объёмы транспортировки газа – 60 млрд м3, эксплуатируются 12 компрессорных станций (2022).
Действуют 2 международных аэропорта: Минеральные Воды имени М. Ю. Лермонтова (ведёт историю с 1925, статус международного с 1980; Минеральные Воды; пассажирооборот 4,8 млн человек в 2023; крупнейший аэропорт Северо-Кавказского федерального округа), Ставрополь имени А. В. Суворова (ведёт историю с 1934, на современном месте с 1963, статус международного с 1993; Ставрополь; пассажирооборот 549,6 тыс. человек в 2023).
Действуют 2 канатные дороги: в Кисловодске (1973; 1,7 км; соединяет Средний и Горный парки национального парка Кисловодский) и Пятигорске (1971; 1 км; соединяет город с вершиной горы Машук).