Социология психиатрии
Социоло́гия психиатри́и (англ. sociology of psychiatry), направление, которое объединяет разнообразные социологические исследования психиатрии и психических расстройств. Во-первых, в рамках социологии психиатрии изучается деятельность психиатров и психиатрических институций (а также страховых и фармацевтических компаний и других агентов, деятельность которых так или иначе связана с лечением психических расстройств). Во-вторых, социология психиатрии исследует сами психические расстройства как социальные явления, исходя из предпосылки, что различие между психической нормой и патологией имеет социальную природу.
Социология психиатрии как направление не имеет жестких границ. Некоторые представители социологии психиатрии также принадлежат междисциплинарному движению антипсихиатрии; отдельные работы, проходящие под рубрикой социологии психиатрии, относятся, помимо этого, к другим направлениям внутри социологии (например, к исследованиям науки и технологии или конверсационному анализу). В широком смысле к социологии психиатрии можно отнести любое исследование, в котором психические расстройства либо деятельность психиатрических институций изучаются с помощью инструментария социальной науки.
В истории социологии психиатрии можно условно выделить три периода: 1) с 1920-х до 1950-х гг.; 2) 1960–1970-е гг.; 3) с 1980-х гг.
Истоки социологии психиатрии (1920–1950-е)
В этот период социология психиатрии еще не существует в качестве отдельного направления; однако интерес к социальным аспектам психической патологии возникает в антропологии. Отдельные наблюдения и рассуждения о социальных причинах психопатологии приводятся в работах М. Мосса, К. Леви-Строса, М. Мид, Р. Форчуна. Наиболее значимой для социологии психиатрии стала статья Р. Бенедикт «Антропология и аномалия» (1934). Бенедикт предположила, что нормальность и ненормальность, в том числе психическая норма и патология, определяются культурой и в разных культурах представления о норме и патологии существенно различаются. В дальнейшем этот тезис был важен для формирования социологии психиатрии.
Практически единственным значимым собственно социологическим исследованием психических расстройств этого периода можно назвать работу представителей чикагской школы Р. Фэриса и Г. У. Данэма (Faris. 1939). Изучая распространение шизофрении в городском пространстве, Данэм и Фэрис показывали, что пациенты значительно чаще являются жителями неблагополучных районов, и усматривали причины этого факта в социальной дезорганизации. Однако собственной социологической концептуализации психической патологии они не предложили.
Критическая социология психиатрии (1960–1970-е)
Этот период можно считать расцветом социологии психиатрии. В это время формируется собственно социологический взгляд на природу психической патологии и практику психиатрии. Основными представителями социологии психиатрии этого периода были И. Гофман, Т. Шефф, М. Фуко, К. Дёрнер, Т. Сас. Отдельные идеи о социальной природе психической патологии можно найти в текстах антипсихиатров Р. Лэйнга, Ф. Базальи и др. Большинство работ, написанных в это время, отличает резко критическая направленность по отношению к существующей психиатрической науке и психиатрическим институциям.
Один из ключевых постулатов социологии психиатрии этого периода формулирует М. Фуко: «общество позитивно выражается через демонстрируемое его членами психическое заболевание» (Фуко. 2009. С. 169). Социология психиатрии исходит из того, что различие между психической нормой и патологией – это отражение различий на социальном уровне; соответственно, психическая болезнь – феномен, который отражает закономерности общественной жизни. В таком случае позиция психически больного – это «девиантная социальная роль, вызванная теми же силами, что и “нормальные” роли» (Townsend. 1978. P. 11). Социология психиатрии этого периода описывает и объясняет деятельность психиатрических институций прежде всего с точки зрения того, как они производят и закрепляют представления о нормальном и ненормальном. В этой модели психические расстройства и их лечение исследуются с помощью анализа социальных различений, без обращения к собственно медицинским аспектам.
Исследования клиники позволили показать, что психиатрический диагноз «создается» социально. В частности, И. Гофман (Гофман. 2019), изучая причины госпитализации, демонстрирует, что у «карьеры» человека в качестве пациента всегда есть социальное начало, связанное с нарушением порядка. В случае заинтересованности других агентов и при наличии соответствующих обстоятельств человек становится пациентом психиатрической клиники вне зависимости от его действительного душевного состояния. Также Гофман описывает происходящее с пациентом в клинике через призму социальной организации учреждения, демонстрируя, что действия персонала и самих пациентов определяются не столько задачей лечения, сколько особенностями устройства клиники как закрытого тотального института.
Также социология психиатрии предложила модель, объясняющую, в каких обстоятельствах поведение человека воспринимается как симптом психического расстройства. Значимую роль в создании этой модели играла теория лейблов (labeling theory). Согласно Т. Шеффу (Scheff. 1999), при нарушении социальных установлений и принятых правил поведения человек может быть опознан как психически больной. Если нарушение будет считано как знак расстройства,человек приобретет «лейбл» психически больного и его дальнейшее поведение будет восприниматься через призму этого ярлыка.
Ещё одно важное направление исследований в области социологии психиатрии этого периода – исторический анализ возникновения психиатрии и трансформации её роли в обществе. К. Дёрнер (Дернер. 2006) и М. Фуко (2010) показывают на материале анализа исторических свидетельств, как представления о безумии менялись в разные эпохи. В частности, психиатрия различным образом создаёт и утверждает отношения между «безумными» и «нормальными» гражданами, а также функционирует в качестве общей инстанции контроля над поведением.
В целом социология психиатрии этого периода была в большей степени сфокусирована на социальной природе различия между нормой и патологией и на деятельности психиатрии по закреплению этого различия. Работы Фуко, Гофмана и других авторов, содержащие резкую социальную критику психиатрии, вызвали широкую реакцию и косвенным образом повлияли на гуманизацию психиатрической практики.
Современная социология психиатрии (с 1980-х)
В конце 20 в. проблематика социологии психиатрии существенно изменилась, во многом под влиянием изменений внутри самой психиатрии. Большую роль в этом сыграл процесс деинституционализации психиатрии: вследствие этого возросло число амбулаторных пациентов, а методы лечения стали более гуманными. Эти изменения привели к серьезному кризису модели социологии психиатрии 1960–1970-х гг., важную роль в которой играла критика существующей психиатрической системы; эта критика во многом утратила свою актуальность (Busfield. 2000).
Современные исследования в области социологии психиатрии показывают, что к концу 20 в. психиатрия становится в меньшей степени инстанцией контроля над поведением и в большей – технологией «физического и ментального усовершенствования» человека (Lewis. 2006). В социологии психиатрии предлагаются модели объяснения процесса диагностики, учитывающие произошедшие изменения и интересы новых агентов: лабораторий по производству психофармакологических препаратов, исследовательских и статистических центров и т. д. В современных работах часто используются объяснительные модели акторно-сетевой теории, в частности понятия перевода и пограничного объекта (Saldombide. 2015; Wróblewski. 2015); эти исследования показывают, как диагноз позволяет согласовать интересы разнообразных групп.
Особое место в современной социологии психиатрии занимают попытки осмыслить новую ситуацию в психиатрии, связанную с огромной ролью психофармакологии. В частности, Э. Лакофф (Lakoff. 2005) описывает процесс возникновения «фармацевтического разума», т. е. системы представлений, согласно которой психическое расстройство – это то, что можно вылечить с помощью психотропных препаратов. Препараты начинают играть ключевую роль не только в лечении, но и в процессе диагностики (Saldombide. 2015). Отдельные исследования современной психофармакологии (Gardner. 2003; Lewis. 2006) отличает достаточно выраженная критическая направленность: авторы критикуют ситуацию, в которой фармацевтические кампании превращают людей в потребителей препаратов.
Стоит также отметить проект Н. Роуза (Rose. 2007; 2019), выполненный на основании идей М. Фуко, модифицированных применительно к современной ситуации. Роуз описывает развитие нового «нейромолекулярного» стиля мышления в психиатрии, опирающегося на установки нейронаук: предметом психиатрического взгляда становится теперь то, что находится за пределами непосредственного видения врача.
Также в современной социологии психиатрии активно исследуется вопрос о повседневном конструировании представлений о психических расстройствах. Для этих целей, в частности, используются методы конверсационного анализа (Schegloff. 2003; Yearley. 1989), которые позволяют показать, как психическая ненормальность конструируется в разговоре.
В целом современную социологию психиатрии характеризует разнообразие используемых методов и интерес к частным аспектам лечения психических расстройств. Современные авторы в меньшей степени стремятся создать единую модель психиатрии, но обращают внимание на разнообразные и разнородные практики, как связанные с функционированием психиатрических институций, так и существующие за их пределами.