Скола Этторе
Ско́ла Э́тторе (Ettore Scola) (10.5.1931, Тревико, провинция Авеллино – 19.1.2016, Рим), итальянский кинорежиссёр.
Как режиссёр дебютировал фильмом «Если позволите, поговорим о женщинах…» (1964). В комедии «Смогут ли наши герои отыскать друга, таинственно пропавшего в Африке?» (1968) впервые проявилась притчевая основа, ставшая ключевой в творчестве режиссёра, размышляющего о внутренней свободе человека в буржуазном обществе. Начиная с фильма «Комиссар Пепе» (1969) Скола вырабатывал индивидуальный авторский иронично-драматический стиль, образцами которого стали ленты «Драма ревности: все детали в хронике» (1970), «Разрешите представиться? Рокко Папалео» (1971), «Макароны» (1985), «Который час?» (1989), «Нечестная конкуренция» (2001, в том же году приз Московского Международного кинофестиваля «Серебряный Георгий»).
Значительное явление в мировом кинематографе – фильм «Отвратительные, грязные, злые» (1976, в том же году приз Каннского кинофестиваля), полемизирующий с неореализмом и нивелирующий его ценности. В фильме «Необычный день» (1977, премия «Сезар», 1978) о любви разделяющей идеи фашизма женщины и отвергнутого обществом гомосексуалиста открыто трагедийный финал прорастал из миропорядка, не взламывая его. Этот художественный метод явился определяющим для фильмов «Любовная страсть» (1981) и «Новый мир» («Ночь Варенны», 1982).
Ленты «Мы так любили друг друга» (1974, Гран-при Московского Международного кинофестиваля, 1975; премия «Сезар», 1977), «Терраса» (1980, в том же году приз Каннского кинофестиваля), «Семья» (1987) обогатили эстетику киноромана новыми оттенками и смыслами, повествуя о судьбах представителей различных социальных слоёв и заставляя задуматься о бессмысленности их жизни.
Реалистический и условный миры переплетены в притче «Путешествие капитана Фракасса» (1990) и в многофигурной современной «фреске» «Люди Рима» (2003).
Эстетические эксперименты Э. Сколы – фильм «Бал», показывающий историю Италии 20 в. средствами танца (1983, премии «Сезар» за лучший фильм и лучшую режиссуру, приз Берлинского кинофестиваля, все – 1984) и документальная лента о Ф. Феллини «Федерико – что за странное имя!» (2013).
Среди других фильмов: «Миллион долларов» (1965), «Архидьявол» (1966), «Лучший вечер в моей жизни» (1972), «Сплендор» (1989).
Автор и соавтор сценариев своих и других фильмов.
Специальный приз Венецианского кинофестиваля (1990).