Сидорин Иван Иванович
Сидо́рин Ива́н Ива́нович (25.2.1888, Москва – 11.3.1982, там же), советский учёный в области металловедения, материаловед, организатор науки и производства. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Основоположник отечественного авиационного материаловедения, создатель российского дюралюминия (устар. дуралюминий) – кольчугалюминия. Доктор технических наук, профессор.
Ученик профессора Н. Е. Жуковского, близкий друг и соратник А. Н. Туполева, Сидорин стоял у истоков создания советской авиации, составил первые советские технические условия на существующие к тому времени авиационные материалы.
Сидорин родился 25 февраля 1888 г. в Москве на Нижней Красносельской улице в купеческой семье выходцев из крестьян. В 1907 г. с серебряной медалью окончил Александровское коммерческое училище, получил звание кандидата коммерческих наук. В том же году поступил в Императорское московское техническое училище [ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ имени Н. Э. Баумана)]. В 1914 г. окончил химический факультет по специальности «металлургия», представив в качестве дипломного проекта «Проект доменного завода для юга России».
К началу 20-х годов 20 в. он уже известен своими работами по алюминиевым сплавам повышенной прочности. Проанализировав всю имеющуюся к тому времени литературу и патенты по алюминиевым сплавам, Сидорин пришёл к выводу, что дюралюминий больше всего подходит для авиастроения.
На тот момент только немецкая фирма Junkers имела опыт создания цельнометаллических самолётов из дюралюминия, т. к. в 1909 г. немецкий инженер А. Вильм сделал прорыв в конструкционном материаловедении, заменив латунь, используемую в ружейных гильзах, на алюминиевый сплав. Запатентовав изобретение, учёный продал его фирме Dürener Mettallwerke (г. Дюрен), где и было налажено производство нового материала.
В этот период перспективные сплавы на основе алюминия разрабатывались и в других странах.
В России лабораторные исследования алюминиевых сплавов известны с 1910 г. Так, на Петербургском патронном заводе (ныне – завод имени М. И. Калинина, в составе концерна «Техмаш» корпорации «Ростех») разработан сплав «гильзового алюминия». Немалая роль отечественной металлургии алюминиевых сплавов принадлежит заводу Товарищества Кольчугина (ныне Кольчугинский завод цветных металлов), на котором с 1916 г. велось планомерное изучение свойств алюминиевых сплавов в зависимости от химического состава и режимов термической обработки. Так, было установлено, что в соединении с медью, марганцем и магнием алюминий образует сплав, обладающий повышенной прочностью. Путём добавления в сплав, аналогичный немецкому дюралюминию, около 2 % никеля удалось в 1922 г. получить ещё более прочный сплав. Работы по выплавке, при участии металлургов В. А. Буталова, Ю. Г. Музалевского и И. С. Бабаджана, позволили Сидорину выполнить подробные исследования влияния термической обработки на новый сплав и выбрать режимы, обеспечивающие свойства, при которых данный материал пригоден для использования в качестве авиационного.
В июле 1922 г. на внеочередном заседании правления Госпромцветмета [государственный трест по производству цветных металлов при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ)] было сообщено об изготовлении на Кольчугинском заводе материала, способного заменить дюралюминий. Новый сплав назвали «кольчугалюминий».
В августе 1922 г. Сидорин представил в Комиссию по алюминию при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) результаты сравнительных исследований германского алюминия и «кольчугалюминия» Кольчугинского завода.
В октябре 1922 г. по предложению правления Госпромцветмета, организована комиссия по конструированию и изготовлению цельнометаллических самолётов. Председателем комиссии был назначен А. Н. Туполев, а его заместителем – Сидорин.
26 мая 1924 г. взлетел первый русский цельнометаллический самолёт АНТ-2 с корпусом из кольчугалюминия. Впоследствии был налажен выпуск серийных металлических самолётов, на которых был поставлен не один мировой рекорд.
На заключительном заседании коллегии Главного экономического управления ВСНХ 3 февраля 1925 г. было принято окончательное решение, в основных пунктах которого, в частности, предписывалось:
признать необходимым сосредоточить дело опытного строительства металлических самолётов и связанных с ним аэродинамических исследований и опытов в ЦАГИ Научно-технического отдела ВСНХ;
признать необходимым производство сплава дуралюминия (кольчугалюминия) и всех видов полуфабриката из него сосредоточить на Кольчугинском заводе и Петроградском государственном медеперерабатывающем заводе «Красный Выборжец» Госпромцветмета (ныне завод «Красный Выборжец»).
В 1924 г. Сидорин начинает читать курс «Металловедение и термическая обработка» в Московском высшем техническом училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана (ныне МГТУ имени Н. Э. Баумана).
В 1925 г. организовал Институт испытаний материалов для проведения экспертиз и выполнения научно-исследовательских работ. Позднее этот институт был преобразован в научно-исследовательский сектор, а затем в специализированную кафедру металловедения – первую в мировой практике.
В это же время он участвовал в организации Всесоюзного института авиационных материалов (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов НИЦ «Курчатовский институт»).
Также в 1925 г. опубликованы его монографии «Исследование кольчугалюминия» и «Исследование кольчугалюминиевых профилей», которые стали настольными книгами металловедов и авиационных конструкторов.
Под руководством Сидорина были созданы новые литейные алюминиевые сплавы, высокопрочные стали и сплавы, в том числе хромансиль (конструкционная сталь, легированная хромом, марганцем и кремнием, например 30ХГСА), разработаны первые методы неразрушающего контроля, впервые применены рентгеновское излучение и ультразвук для контроля качества материалов и изделий, что послужило основой создания научного направления по радиационным методам контроля.
В январе 1938 г. Сидорин арестован, а в 1940 г. осуждён и приговорён к заключению сроком на 10 лет. Вместе с группой авиационных специалистов направлен на работу в специализированное конструкторское бюро, которое занималось разработкой авиационного дизельного двигателя. В 1942 г. разрабатываемый дизель М-30 удалось довести до серийного выпуска, а сотрудников, внёсших существенный вклад в разработку дизеля, освободили из заключения. В конце 1942 г. Сидорин включён в число разработчиков нового мощного дизеля М-40 и вызван в Москву, где назначен главным металлургом 45-го авиамоторного завода. В должности главного металлурга 45-го завода оставался до 1946 г.
В 1946 г. Сидорин вернулся к преподавательской работе в МВТУ и в период 1952–1972 гг. руководил кафедрой металловедения. Итогом многолетней работы кафедры стал учебник для вузов «Основы материаловедения», отмеченный Государственной премией. Педагогическую деятельность Иван Сидорин сочетал с работой по созданию новых алюминиевых и титановых сплавов.
Научные труды, преподавательская деятельность и практические работы Сидорина получили широкое признание в мире.
Лауреат Государственной премии СССР (1988), премии Академии наук СССР имени Д. К. Чернова (1977). Награждён орденом Ленина (1967), орденом Красной Звезды (1934), орденом Трудового Красного Знамени (1945).
Похоронен на Даниловском кладбище.