Сепульведа Хуан Хинес де
Сепу́льведа Хуа́н Хине́с де (Juan Ginés de Sepúlveda) (около 1490, Пособланко близ Кордовы – 17.11.1573, там же), испанский философ, теолог, правовед и историк.
Получил образование в университетах Алькала-де-Энареса (1510–1513) и Сигуэнсы (1513–1515), затем в испанской коллегии Святого Климента в Болонье (1515–1523), доктор теологии (1523). В совершенстве владел латынью, на которой написаны все его сочинения, и греческим языком; был признанным знатоком трудов Аристотеля, которые стремился очистить от схоластических наслоений, перевёл с греческого на латынь его «Политику» и «Метафизику». Став секретарём и хронистом Карла V, с 1536 г. жил в Испании, в г. Вальядолид, участвовал в воспитании принца Филиппа – будущего Филиппа II, который в 1556 г. назначил Сепульведу своим хронистом. Затем жил в Кордове и в своём имении в Пособланко под Кордовой, где, в подражание античным философам, сочетал учёные занятия с сельскими трудами; вёл обширную переписку в ренессансном духе (Epistolarum libri septem), которую издал в 1557 г.
Убеждённый противник Реформации, Сепульведа в полемике М. Лютера и Эразма Роттердамского о свободе воли поддержал позицию Э. Роттердамского, в то же время критиковал его за нерешительность (лат. «De fato et libero arbitrio contra Lutherum»; изд. – Рим, 1526/1527). Во время наступления турок на Вену направил Карлу V трактат, в котором побуждал его заключить мир с христианскими государями ради объединения сил против противника (лат. «Ad Carolum V ut bellum suscipiat in turcos»; изд. – Болонья, 1529). В связи с расторжением брака Генриха VIII Тюдора и Екатерины Арагонской написал трактат о браке и разводе (лат. «De ritu nuptiarum et dispensatione»; изд. – Рим, 1531). Внёс вклад в подготовку перехода на григорианский календарь (лат. «De correctione anni mensiumque Romanorum»; изд. – Венеция, 1546). Исторические труды Сепульведы «О деяниях императора Карла V» (лат. «De Rebus Gestis Caroli V Imperatoris»), «О деяниях Филиппа II» (лат. «De Rebus Gestis Philippi II»; охватывает период 1556–1564), «О деяниях испанцев в Новом Свете и Мексике» (лат. «De rebus Hispanorum gestis ad Novum Orbem Mexicumque») интересны как образцы ренессансного подражания античным авторам; не случайно его называли испанским Титом Ливием.
Важнейшей в творчестве Сепульведы стала проблема войны, которую он, будучи убеждённым защитником имперской идеологии, ещё в Италии разработал в теоретическом плане на материале европейских войн Карла V, а затем распространил на Конкисту. В диалоге, посвящённом совместимости военной науки с христианством (лат. «Democrates primus sive De convenientia disciplinae militaris cum Christiana religione dialogus»; изд. – Рим, 1535, испанский перевод – 1541), развивается теория справедливой войны, не противоречащей ни Священному Писанию, ни естественному праву, и обосновывается совместимость воинских доблестей (а фактически – этики Аристотеля) с христианством.
Самый знаменитый трактат Сепульведы – «Другой Демократ, или О причинах справедливой войны против индейцев» (лат. «Democrates alter sive de justis belli causis apud indos», 1546), где он выступил защитником Конкисты. Исходя из идеи Аристотеля о неравенстве народов и подчинении слабого сильному, он обосновывал жёсткие, и даже жестокие, меры в отношении индейцев. Против публикации книги резко выступил Б. де Лас Касас, и Сепульведа, не получив разрешения на неё (трактат увидел свет только в 1892), в 1550 г. в Риме издал написанную в её защиту «Апологию книги о причинах справедливой войны» (лат. «Apologia pro libro de justis belli causis», 1549); Карл V запретил ввоз «Апологии» в Испанию, но, как и «Другой Демократ», она широко ходила в списках. Главные аргументы этих трудов фигурировали в знаменитом вальядолидском диспуте их автора с Лас Касасом (1550–1551): Сепульведа соединял средневековые идеи о справедливости войны против неверных с представлениями Аристотеля о природном неравенстве людей и народов, в силу чего народу с высшей культурой и религией дозволено подчинять варваров, которые не управляются разумно и имеют такие несовместимые с естественными законами обычаи, как антропофагия и человеческие жертвоприношения; он считал более надёжной проповедь Евангелия, опирающуюся на военную силу. Папы, по его мнению, обладают правом заставить индейцев соблюдать естественный закон и могут передавать это своё право христианским государям. Диспут не привёл к решительной победе одной из партий. Тексты выступлений обоих участников были опубликованы отдельным изданием (Севилья, 1552).
Хотя позиция Сепульведы в отношении индейцев позволяет некоторым исследователям говорить о его «антигуманизме», в целом его творчество стало важным явлением в культуре испанского Возрождения; труды Сепульведы издавались в различных странах и имели общеевропейский резонанс.
Другие сочинения: «О власти Римской церкви и понтификов» («De Ecclesiae Romanae Pontificisque Potestate»); «О королевстве и должности короля» («De regno et Regis officio», 1571).