Савва (Грыцуняк)
Са́вва (в миру – Михал Грыцуняк; польск. Michał Hrycuniak) (род. 15.4.1938, село Снятыче близ г. Замосць, Польша), митрополит Варшавский и всей Польши, предстоятель Польской автокефальной православной церкви (ПАПЦ).
Церковная и академическая карьера
В 1957 г. окончил варшавскую Православную духовную семинарию. Высшее образование получил на православном факультете теологии в Христианской теологической академии в Варшаве, которую окончил в 1961 г. Защитил магистерскую диссертацию под названием «Третье миссионерское путешествие святого апостола Павла», научным руководителем которой выступил митрополит Варшавский Тимофей (Шрёттер). Завершив обучение, стал лектором в Православной духовной семинарии и помощником секретаря в журнале «Церковный вестник». В 1964 г. был рукоположен в сан диакона архиепископом Георгием (Коренистовым). В 1965 г. поступил в аспирантуру Белградского университета в Сербии. В 1966 г. защитил диссертацию «Жизнь и деятельность святого Иоанна Крестителя». В Сербии познакомился с богословскими работами архимандрита Иустина (Поповича), которые оказали на него большое влияние. Познакомившись с монашеской жизнью в Сербии, принял решение стать монахом. 6 февраля 1966 г. был пострижен в монахи сербским патриархом Германом (Джоричем), который дал ему имя Савва. В 1966 г. Савва занял позицию руководителя церковной канцелярии.
В 1970 г. получил сан архимандрита. С 1970 г. по 1974 гг. руководил реконструкцией церковных зданий на территории монастыря святого Онуфрия в деревне Яблечна, сильно пострадавших в период Второй мировой войны 1939–1945 гг. Возглавлял основанную митрополитом Василием (Дорошкевичем) православную семинарию в Яблечне.
В 1979 г. получил сан епископа и возглавил епархию Лодзи и Познани. В этот период организовал реконструкцию собора Святого Александра Невского, расположенного в Лодзи.
С 1981 по 1998 гг. был епископом (с 1987 г. архиепископом) Белостокской и Гданьской епархии на северо-востоке Польши, где проживает бо́льшая часть православного населения страны. В это время он добился разрешения властей на строительство церкви Святого Духа, инициировал восстановление монастырей и учредил Центр православной культуры. Способствовал возрождению культа мученика Гавриила Белостокского, договорившись о перенесении его останков из Гродно в церковь святого Николая в Белостоке. В 2012 г. освятил церковь в честь Гавриила (близ Заблудова, Подлясское воеводство). Культ Гавриила исторически связан с антисемитизмом, и ПАПЦ стремится исключить эти элементы, в том числе через редакцию жития. В Польше Гавриил был объявлен покровителем молодёжи.
Когда в 1994 г. в Польше была создана финансируемая из государственного бюджета военная епархия для подготовки священников к работе с православными военнослужащими, Савва был назначен её главой. В 1996 г. получил звание генерала. К окончанию службы Саввы на этом посту в 1998 г. в епархии насчитывалось 6 приходов, где служили 17 священников.
В январе 1998 г. Савва был назначен местоблюстителем престола, поскольку митрополит Василий (Дорошкевич) из-за болезни не мог исполнять свои обязанности. 12 мая 1998 г. он был избран главой Церкви. 31 мая прошла его интронизация в соборе святой Марии Магдалины в Варшаве.
Во время архиепископства Саввы по решению Синода ПАПЦ 7 и 8 июня 2003 г. в Хелме были канонизированы холмские и подлясские мученики – священнослужители и миряне, погибшие в 1930–1940-е гг., когда государство проводило политику полонизации. Православное население подвергалось преследованиям и принуждалось к переходу в католичество. В число мучеников был включен и Павел (Швайко), священник прихода, который Савва посещал в детстве.
Церковная политика
Савва расширил межцерковное взаимодействие ПАПЦ. С того момента, как он возглавил ПАПЦ, Польшу посетили практически все предстоятели поместных православных церквей. В 1998 г. встречался с патриархом Алексием II в России. В 2018 г. в Польшу приезжал митрополит Тихон (Моллард), глава Православной церкви в Америке, автокефалия которой от Русской православной церкви признаётся не всеми поместными церквами. В том же году ПАПЦ принимала патриарха Александрийского Феодора II (Хорефтакиса). Во время встречи с Феодором II было сделано совместное заявление предстоятелей о нелегитимности автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ). В 2012 г. принимал патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). В ходе встречи было подписано воззвание к польским и русским верующим о «совместном свидетельстве». В интервью российскому журналу «Пастырь» Савва назвал отношения между ПАПЦ и Русской православной церковью наиболее близкими среди поместных церквей.
Савва считает решение Константинопольского патриархата об автокефалии ПЦУ неканоническим, однако допускает возможность её автокефалии при условии соборного решения. Позиция ПАПЦ по этому вопросу была сформулирована в соборных постановлениях 2018–2019 гг. Савва осудил влияние украинских представителей власти на решение вопроса об автокефалии ПЦУ. В 2019 г. выразил беспокойство относительно возможности появления приходов ПЦУ в Польше, поскольку они могут составить конкуренцию ПАПЦ, значительной частью прихожан которой являются представители украинской диаспоры. Отправил приветственное послание на конференцию 2021 г. в Киево-Печерской лавре «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения» под председательством митрополита Украинской православной церкви Онуфрия (Березовского), в котором осудил появление ПЦУ. В 2020 г. поддержал встречу предстоятелей поместных церквей в Аммане, посвященную в том числе вопросу автокефалии ПЦУ, встреча была осуждена Вселенским патриархатом, однако отсутствовал на ней по состоянию здоровья и отправил вместо себя делегацию.
Благотворительная деятельность
В 1996 г. основал в Белостоке благотворительный центр «Элеос», филиалы которого впоследствии появились во всех приходах ПАПЦ. В фонде действуют программы помощи детям из неблагополучных семей и пожилым людям, группы поддержки беженцев. Фонд также организует паломничества и поездки в православные летние лагеря. «Элеос» сотрудничает с католическими благотворительными организациями.
Академическая деятельность
В 1978 г. защитил диссертацию о богословском понимании брака в православии и получил степень доктора догматического богословия Христианской теологической академии, где возглавил кафедру догматического богословия и получил должность проректора. В 1999 г. основал и возглавил кафедру православного догматического и нравственного богословия в Белостокском университете. Савва – автор сочинений по теологии и истории церкви, в том числе работ «Православное понимание брака» (Prawosławne pojmowanie małżeństwa, 1994), «Православное монашество в Республике Польша» (Prawosławny Monastycyzm w Rzeczypospolitej Polskiej, 2018), сборника проповедей на русском языке «Богословие, история и жизнь церкви» (2008). Имеет почётные степени по богословию Семинарии святого Владимира в Нью-Йорке, Киевской духовной академии, Университета Аристотеля в Салониках, Московской духовной академии и Минской духовной академии.
Отношения с государством
Савва участвовал в церковно-государственной комиссии по разработке законопроекта, регулирующего взаимоотношения церкви и государства, который был принят в 1991 г. Законопроект включает положения о правах церкви, церковном имуществе и образовании, работе православных священнослужителей в тюрьмах, больницах и школах. В 2017 г. по инициативе президента Польши А. Дуды был включён в комитет для подготовки празднования 100-летия независимости Польши.
Взаимодействие со Службой безопасности МВД Польской Народной Республики
В 2008 г. в журнале «Аппарат репрессий в Польской народной республике 1944–1989» была опубликована статья М. Кшиштофинского и К. Сыховича «В кругу Византии», посвящённая взаимодействию Службы безопасности Польши и православного духовенства. Исследование было проведено на материалах документов из фонда Института национальной памяти. Согласно этому исследованию, с 1965 г. Савва сотрудничал со Службой безопасности в качестве осведомителя в рамках проекта «Византия». Савва обозначен в документах кодовым именем «Юрек». Цель проекта «Византия» состояла в осуществлении государственного контроля над ПАПЦ. Задачи Саввы состояли в сборе информации о состоянии ПАПЦ, политических настроениях духовенства и прихожан и международных контактах. Особое внимание уделялось экуменической активности, сопряженной со взаимодействием с оппозиционной католической Церковью. Как считают исследователи, в интересах Службы безопасности Савва оказывал влияние на кадровую политику в Церкви и связанных с ней институтах, в частности в Христианской теологической академии. Среди документов были найдены отчёты с характеристиками священнослужителей ПАПЦ, в том числе негативная характеристика действующего предстоятеля митрополита Василия (Дорошкевича), которого он предлагал отправить в отставку. Будучи лояльным власти, призывал православных верующих дистанцироваться от участия в политике. Савва также способствовал прекращению взаимодействия ПАПЦ с оппозиционным движением «Солидарность», на которое сильное влияние оказывало католичество. Вместе с этим он добивался поддержки ПАПЦ со стороны государственных институтов.
По версии самого Саввы, не отрицающего взаимодействия со Службой безопасности, он присягал на верность польскому режиму, но не заключал соглашения о сотрудничестве в качестве агента. Комментируя обнаруженные материалы, он заявил о необходимости компромиссов с властью в интересах сохранения церкви в кризисных ситуациях.