Руссоло Луиджи
Ру́ссоло Луи́джи (Luigi Russolo) (30.4.1885, Портогруаро, близ Венеции – 6.2.1947, Черро, коммуна Лавено-Момбелло, Варесе), итальянский живописец, график, изобретатель и композитор.
Родился в семье органиста, законченного художественного образования не получил. В ранних работах следовал системе дивизионизма. В 1901 г. приехал в Милан, здесь в 1909–1910 гг. познакомился с У. Боччони, Ф. Т. Маринетти и К. Каррa, сотрудничал с журналом Poesia; стал одним из основоположников футуризма в живописи. В творчестве Руссоло произошла заметная эволюция: фантасмагорические картины ночного города с гротескными фигурами, мельканием электрического света («Фонари», 1910, Национальная галерея современного искусства, Рим) сменились «энергетическими» композициями, в которых художник стремился к визуализации звука (шумов города), и где глубокие пространственные прорывы сочетались с резкими перепадами света и мрака, распадающимися в стремительном движении формами («Восстание», 1911, Городской музей, Гаага; «Свет, дома, небо», 1912, Художественный музей, Базель; «Динамизм автомобиля», 1912–1913, Центр Помпиду, Париж).
С 1913 г. посвятил себя преимущественно музыке: издал манифест «Искусство шумов» («L’arte dei rumori», 1913 и 1916), предвосхитивший принципы конкретной музыки; сконструировал несколько музыкально-шумовых инструментов (intonarumori, rumorarmonio, scoppiatore и др.) и сочинил ряд музыкальных произведений для них (партитуры не сохранились). Отправившись добровольцем на фронт Первой мировой войны 1914–1918 гг., получил ранение в голову. В 1929–1933 гг. жил в пригороде Парижа, вновь обратился к живописи.