Россия. Средства массовой информации. Радиовещание
Радиовеща́ние в Росси́и, система производства, упаковки и направленной доставки разнообразного звукового контента широкому кругу слушателей при помощи радиосвязи, проводных и иных технологий.
К основным нормативным актам, формирующим российское правовое поле в области радиовещания, относятся Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Вопросы авторского права на фонограммы регулируются Частью 4 Гражданского кодекса РФ (2006). Представители отечественной радиовещательной индустрии объединены в Российскую академию радио (создана в 2007).
По содержательному признаку российские радиостанции делятся на два основных кластера – информационные и музыкальные. С географической точки зрения (по техническому охвату территории) принято выделять общенациональных, региональных и локальных вещателей.
Отечественные радиостанции в основном используют ультракороткие волны (УКВ) с модуляцией FM (от англ. Frequency Modulation – частотная модуляция) [наиболее используемый диапазон – CCIR FM (87,5–108,0 МГц)]. Эфирное наземное вещание ведётся в аналоговом режиме. Техническую доставку радиосигнала до приёмника конечного потребителя осуществляет подведомственная Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры) государственная организация – «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», в управлении которой находятся передатчики, антенно-мачтовые сооружения и радиотелевизионные передающие центры. Отдельные радиостанции используют проводное распространение при помощи инфраструктуры «Российских сетей вещания и оповещения» и «Ростелекома». Три вещателя – «Радио России», «Маяк» и «Вести FM» – включены в состав первого мультиплекса цифрового эфирного телевидения, поскольку наделены статусом обязательных общедоступных радиоканалов.
Помимо станций-вещателей, формирующих аудиопотоки для слушателей, и операторов связи, технически обеспечивающих их трансляцию, система радиовещания России включает ещё несколько участников. Важным её звеном являются специализированные организации для коллективного управления авторскими и смежными правами на музыкальные произведения: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). РАО и ВОИС аккредитованы Министерством культуры Российской Федерации, их главная функция – формирование каталогов и сбор вознаграждений с распространителей музыки (в том числе радиовещателей) в пользу отечественных и зарубежных исполнителей и изготовителей фонограмм.
Размещение рекламы в эфире радиостанций чаще осуществляется при помощи посредников, которыми выступают рекламные агентства (Havas Media, Initiative, Vizeum и др.) Также наметилась тенденция к консолидации рекламных продаж на радио под эгидой одной организации – «Национального рекламного альянса».
Ключевым элементом отечественной системы радиовещания является поставщик данных об аудитории слушателей. В России конвенциональным измерителем-монополистом выступает компания Mediascope. В рамках проекта Radio Index, реализуемого с 2000 г., ныне регулярно проводится исследование предпочтений слушателей старше 12 лет по всей России в целом и отдельно по 21 крупнейшему городу. Измерения проводятся по методике Day-After-Recall (телефонный опрос респондентов). В результате вещатели и рекламные агентства, являющиеся постоянными клиентами измерителя, получают собранные и обработанные статистические данные по основным медиаметрическим показателям радио, которые затем используются при программировании станций, планировании и оценке рекламных кампаний. В 2023 г., по данным компании Mediascope, самыми популярными радиостанциями являются «Дорожное радио», «Европа Плюс», «Авторадио», «Русское радио», «Ретро FM», «Радио Дача».
По данным Mediascope (2022), хотя бы раз в неделю радио слушают 79 % населения России в возрасте от 12 лет и старше. Ежедневно слушают радио 54 % населения страны, чаще всех – люди среднего возраста (от 35 до 54 лет). Наиболее распространённым местом прослушивания радио в 2022 г. является автомобиль (30 %), дома слушают 29 % населения, на работе – 12 %, в других местах слушают радио 14 % населения.
Общее число слушателей радио в России снижается, а время прослушивания растёт.
Типологические характеристики
Крупнейшие радиовещатели России работают по сетевому принципу – столичные (московские, петербургские) станции образуют объединения со станциями в других регионах страны. Головные организации и их партнёры связаны франчайзинговыми договорами. Такая система организации радиовещания является взаимовыгодной для её участников: одни получают доступ к местным аудиториям и рекламодателям, другие – общенациональные эфирные бренды и контент. Самые большие сети имеют «Радио России», «Дорожное радио», «Авторадио», «Русское радио», «Европа Плюс».
Основной экономической формой организации радиовещания в России являются холдинги: «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК), «Газпром-медиа Радио», «Европейская медиагруппа», «Русская медиагруппа», Krutoy Media, «Мультимедиа Холдинг» и «Румедиа». В отечественной системе радиовещания имеются и независимые радиостанции – «Серебряный дождь», «Радио Рекорд», «Вера» и др. Структура общенациональных радиохолдингов России в 2023 г. состоит из: ВГТРК («Радио России», «Маяк», «Вести FM», «Радио Культура», «Юность»), «Европейской медиагруппы» («Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Новое радио», Studio21, «Эльдорадо», «Калина Красная»), «Газпром-медиа Радио» («Авторадио», «Юмор FM», ENERGY, «Радио Romantika», Like FM, «Детское радио», Relax FM, Comedy Radio, «Радио Зенит», 101.ru), «Русской медиагруппы» («Русское радио», MAXIMUM, «Хит FM», DFM, «Радио Monte Carlo»), Krutoy Media («Радио Дача», «Такси FM», Love Radio, «Восток FM», «Русский Хит», «Радио Шансон», «Первое спортивное радио»), «Мультимедиа Холдинга» («Наше Радио», Rock FM, «Радио Джаз», ULTRA), «Румедиа» (Business FM, «Радио Шоколад», «Европа плюс Липецк», «Дорожное радио Липецк», «Серебряный дождь Липецк»).
Государственными проектами на радиорынке являются: ВГТРК (Правительство Российской Федерации), международная станция Sputnik (МИА «Россия сегодня»), «Радио Звезда» (Медиагруппа «Звезда»), «Радио Мир» (МТРК «Мир»), «Москва FM», Capital FM, Радио Москвы (холдинг «Москва Медиа»).
В основе практически всех действующих отечественных радиостанций лежат несколько наиболее популярных мировых форматов: News&Talk («Маяк») – новости и разговорные программы; All News (Business FM) – только новости; All Talk (радио «Комсомольская правда») – разнообразные ток-шоу; All Comedy («Юмор FM») – только юмористические шоу; Radio for all («Радио России») – радио для всех; Contemporary Hit Radio («Европа Плюс», «Шоколад», DFM) – современные хиты, хиты в стиле поп, танцевальные хиты; Adult Contemporary («Радио 7 на семи холмах») – современная музыка; Gold Retro («Ретро FM») – ретрохиты; Classic Rock («Наше Радио») – классический рок; Oriental Music («Восток FM») – восточная музыка; National Music («Радио Шансон») – национальная музыка; Classical («Орфей») – классическая музыка; Lounge (Relax FM) – лёгкая, успокаивающая музыка; Smooth Jazz («Радио Джаз») – мягкий джаз; Lounge/Nostalgia («Радио Monte Carlo») – лёгкие старые композиции; TOP fifty («Русский Хит») – 50 самых популярных композиций.
Тенденции развития
Ключевой тенденцией развития российского радиовещания является поиск новых актуальных решений для распространения контента и взаимодействия со слушателями и рекламодателями. Помимо традиционного эфирного вещания, станции активно развивают собственные сайты, мобильные приложения, аккаунты в социальных сетях и мессенджерах, что необходимо для достижения интерактивности коммуникации. В ходе развития цифровых технологий выделились несколько основных форм существования радио в сети Интернет.
Первая форма – простая ретрансляция эфира офлайн-радиостанций в российском сегменте сети Интернет – Рунете (на сайте, через приложения, через специальные сервисы) в режиме Audiostreaming.
Вторая форма – вещание радиостанций только в сети Интернет и только для интернет-аудитории. Этот вариант можно назвать онлайн-радиовещанием, а станции – онлайн-станциями, или веб-станциями (101.ru, radioultra.ru и др.).
Третья форма – сервис, использующий технологию аудиоскробблинга, которая способна анализировать музыкальные пристрастия пользователя и, опираясь на них, предлагать клиенту его личный поток аудиотреков («Яндекс.Музыка»).
Четвёртая форма – подкастинг, т. е. технология, которая позволяет станциям (как и любому отдельному пользователю) выкладывать в Сеть аудиофайлы, а остальным – оперативно скачивать их посредством компонента Rich Site Summary. В 2023 г. наиболее популярные подкастинговые сервисы – iTunes, «ВКонтакте», Castbox, Sound Cloud и др.