Романо Санти
Рома́но Са́нти (Santi Romano) (31.1.1875, Палермо – 3.11.1947, Рим), итальянский юрист и политический деятель, теоретик права, специалист в области публичного права, одна из ключевых фигур теории права 20 в.
Получил юридическое образование в Университете Палермо (1896). Свои первые работы написал под руководством основателя итальянской школы публичного права В. Э. Орландо, в частности «Теорию субъективных публичных прав».
С 1899 г. работает в Университете Камерино, с 1902 г. – в Университете Модены. В 1901 г. выходит его первое большое сочинение «Принципы итальянского административного права». В 1908–1924 гг. преподаёт в Университете Пизы, с которым связан один из наиболее плодотворных и важных периодов его творческой жизни.
При вступлении в должность профессора юридического факультета в 1909 г. Романо по традиции прочитал инаугурационную лекцию на тему «Современное государство и его кризис», в которой сформулировал начала новой институциональной правовой теории, основанной на плюралистическом взгляде на общество. Здесь фиксируется, что Французская революция привела к воззрению на государство как монолитное образование и единственный источник всякого права, противопоставленный атомарному индивиду. По мнению Романо, такой взгляд не учитывает, что в обществе существует множество негосударственных институциональных акторов, в том числе экономических корпораций и синдикатов, обладающих собственным внутренним порядком. Рост значимости таких институтов в начале 20 в. привёл к тому, что этатистский взгляд на природу права как творение государства перестал адекватно описывать реальность и должен быть отброшен (Romano. 2017).
Далее С. Романо разрабатывает и уточняет собственную институциональную теорию права. Итог этой работы публикует в виде книги «Правовой порядок», ставшей самой авторитетной из его работ. Первая часть, посвящённая преимущественно понятию института как такового, а также критике иных правовых теорий (в особенности нормативизма Х. Кельзена), выходит в 1917 г., а вторая, в которой С. Романо исследует соотношение институтов друг с другом и разрабатывает собственную версию идеи правового плюрализма, – в 1918 г. В «институциональной» части теория Романо в некоторой мере наследует работам французского правоведа М. Ориу. Ключевое различие заключалось в том, что Ориу, отчасти находясь под влиянием Э. Дюркгейма, а отчасти полемизируя с ним, поместил в центр института объективную идею (Hauriou. 1970. P. 108). Санти Романо же претендовал на создание позитивистской теории порядка, которая бы исключала всякую метафизику. Ввиду этого институт (или «правовой порядок») определяется им как эффективно упорядоченная, связанная внутренней дисциплиной, устойчивая и стабильная социальную общность, которая обладает собственной «пусть и нематериальной», но «внешней и видимой» индивидуальностью. При этом институт не сводится ни к сумме норм или предписаний, ни к сумме социальных отношений, но объединяет их в едином упорядоченном единстве. Более того, именно принадлежность к такому институту позволяет говорить о норме или об отношении в юридическом смысле. Поэтому именно институт служит основанием юридической силы всех прочих элементов правовой реальности (Romano. 2017. P. 62–64, 103–104).
Другой значимый элемент теории Романо – правовой плюрализм, т. е. теория о единовременном сосуществовании и конкуренции различных правопорядков, юридическая сила которых не обусловлена друг другом. Если М. Ориу полагал, что государство является «институтом институтов», т. е. охватывает все прочие институты и включает их в себя, то для С. Романо государство существует наряду с иными, столь же значимыми правовыми порядками, которые могут не только находиться с ним в симбиозе (как международный правопорядок), но даже, как это имеет место с бандитскими формированиями, противостоять ему (Romano. 2017. P. 70–73, 128–142).
Социальный и правовой плюрализм институциональной теории С. Романо сближает его со сторонниками социологического подхода к праву, например с О. Эрлихом (Croce. 2020. P. 52–53), а также с психологической теорией права Л. И. Петражицкого. Но в отличие от социологического подхода к праву, С. Романо не сводит право к социальным отношениям, делая акцент именно на организационно-упорядоченном характере социальных структур. Тем самым по смыслу его «плюралистического институционализма» (Croce. 2013. P. 48–52) юридический характер социальных отношений может иметь место только в силу существующей на заднем плане организационной системы (Fontanelli. 2011. P. 74). Таким образом, теория Романо представляет собой редкое соединение плюралистического социального наблюдения и юриспруденции (Cotterrell. 2020. P. 10).
После издания «Правового порядка» учёный сосредотачивается на теории отраслевых юридических дисциплин и публикует «Курс колониального права» (1918), уже работая в Миланском университете (с 1924), публикует «Курс конституционного права» и «Курс международного права» (1926).
В 1928 г. Романо вступает в Национальную фашистскую партию и всего через несколько месяцев становится председателем Государственного совета. Занимая эту должность, он преподаёт в университете «Сапиенца» в Риме. В этот период выходит его «Курс административного права» (1930). Начиная с конца 1920-х гг. он в основном занимался государственной службой. В 1934 г. он становится членом Сената и до 1944 г. активно участвует в его деятельности. В 1944 г., после освобождения Рима войсками союзников, Романо покидает государственные посты и уходит на пенсию. В 1947 г., фактически после смерти автора, выходит последняя из его значительных теоретических работ – «Фрагменты юридического словаря».
Современная рецепция наследия Романо связана преимущественно с отстаиваемым им правовым плюрализмом и была вызвана первым переводом его «Правового порядка» на английский язык (Romano. 2017). Помимо чисто теоретического или историко-идейного интереса, юридические исследования Романо значимы в контексте анализа проблемы сосуществования национального и наднационального правопорядков, например, права ЕС (Fontanelli. 2011). В работах же по социологии права Романо до сих пор упоминался редко, как правило, наряду с другими институционалистами – М. Ориу или Ж. Ренаром (Карбонье. 1980. С. 148). В настоящий момент его идеи начинают вызывать всё больший интерес социологов права (Cotterrell. 2020). Это связано с тем, что отстаивавшийся Романо радикальный правовой плюрализм изначально являлся одним из важнейших элементов социологического подхода к праву и общей юридической социологии (Карбонье. 1980. С. 179–180; Волков. 2011. С. 6).