Рено Луи (промышленник)
Рено́ Луи́ (Louis Renault) (12.2.1877, Париж – 24.10.1944, там же), французский промышленник, изобретатель, автогонщик и общественный деятель.
Выходец из обеспеченной семьи парижской буржуазии. С детства увлекался изобретательством и конструированием. Обучался в лицее Кондорсе, прервал обучение, чтобы посвятить себя работе с техникой в собственной мастерской в пригороде Парижа Булонь-Бийанкуре. Увлёкся автомобилестроением после посещения Всемирной выставки 1889 г. Проходил практику на производствах фирм Serpollet и Delaunay Belleville, занимавшихся изготовлением паровых автомобилей и котлов. В 1898 г., совершенствуя в кустарных условиях 3-колёсный автомобиль фирмы De Dion-Bouton, создал 2-местную 4-колёсную 3-скоростную модель Renault Type A, ставшую первым автомобилем его конструкции и получившую популярность у покупателей. В том же году запатентовал изобретённую им технологию прямой передачи в коробке передач.
В 1899 г. для серийного производства автомобилей совместно со своими братьями Марселем и Фернаном Рено основал в Булонь-Бийанкуре фирму Renault, где в качестве инженера занялся конструкторской работой. Фирма делала ставку на выпуск компактных и недорогих транспортных средств, к концу 1-го года работы портфель её заказов составил 71 машину. В 1902 г. фирма представила оригинальный автомобильный двигатель, в 1905 г. получила первый заказ на производство 250 такси, в 1906 г. начала выпуск автобусов и разработала авиационный двигатель. В 1899–1903 гг. за рулём гоночных автомобилей собственного производства Рено участвовал в автогонках во Франции и заграницей. В 1908 г. стал единоличным хозяином фирмы, которая в 1912 г. производила 5-ю часть всех французских автомобилей.
В годы Первой мировой войны Рено сыграл важную роль в мобилизации французской промышленности. Перевёл часть мощностей своих предприятий на выпуск снарядов, обеспечивал армию автотранспортом, что позволило в 1916 г. наладить снабжение французских войск в районе Вердена, а авиацию – современными двигателями. Реквизиция парижских такси производства Рено в сентябре 1914 г. позволила организовать переброску войск на линию фронта в критически важный момент битвы на Марне. В 1917 г. в сотрудничестве с артиллеристом и военным инженером Ж. Б. Этьеном создал и запустил в серийное производство танк FT17, ставший одним из лучших образцов бронетехники своего времени и сыгравший важную роль в сражениях завершающего периода 1-й мировой войны. Военные заказы позволили Рено втрое увеличить производительность своих заводов, однако их послевоенная реконверсия была связана с рядом трудностей.
В 1920-е гг. фирма Рено расширилась за счёт приобретения смежных производств и создания собственного банка. В 1929 г. Рено реконструировал предприятие в Булонь-Бийанкуре, разметив производства в цехах нового заводского комплекса, расположившегося на о. Сеген. Конкурируя с фирмой А. Ситроена, активно диверсифицировал производство, осваивания сферы промышленного и сельскохозяйственного машиностроения, авиастроения. В 1935 г. треть французского производства автомобилей приходилась на фирму Рено. Внедрял на производстве элементы социального обеспечения, однако именно его заводы в 1936 г. стали одним из центров массового забастовочного движения после победы на парламентских выборах коалиции Народного фронта. С начала 1930-х гг. по заданию военного министерства занимался разработкой новых образцов военной техники – танков (Char B1, Renault R35) и броневиков. В 1936–1937 гг. ряд производств фирмы Renault, задействованных в изготовлении вооружения, были национализированы.
После 1918 г. разделял антивоенные пацифистские взгляды. Полагал, что новая война станет разрушительной для Франции. По мнению Рено, Германия являла собой пример современной индустриальной страны, с которой было необходимо тесно взаимодействовать ради сохранения мира. В 1935 г. в Берлине встречался с А. Гитлером и вёл переговоры о развитии франко-германского экономического сотрудничества. В 1939 г. критиковал решение об объявлении войны Германии, выступал в поддержку мирных переговоров. В результате конфликта между Рено и правительством по вопросу о наращивании военного производства на заводе в Булонь-Бийанкуре были введены элементы государственного контроля. После оккупации Франции в 1940 г. Рено сотрудничал с германской администрацией, его производства были задействованы для удовлетворения нужд вермахта. После освобождения Парижа в 1944 г. обвинён в коллаборационизме и помещён под арест, вскоре скончался. В 1945 г. фирма Рено была национализирована без выплаты компенсации его наследникам. Вопрос об обоснованности обвинений, предъявленных Рено, является предметом дискуссии среди историков.
Кавалер (1906), офицер (1918), командор (1925), великий офицер (1932) и кавалер Большого креста (1936) ордена Почётного легиона.