Развитие Московской кольцевой автомобильной дороги
Развитие Московской кольцевой автомобильной дороги. Идея создания объездной дороги вокруг Москвы появилась в 1930-е гг., когда московские улицы перестали справляться с возросшим вследствие индустриализации транзитом грузов через столицу. Первый проект объездной дороги был создан в 1937–1940 гг. В июле 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны Государственным Комитетом Обороны было принято решение построить в кратчайшие сроки для нужд армии временную обходную рокадную дорогу. За месяц было построено около 30 км новых дорог и реконструировано 100 км старых. Эта дорога мало совпадала с современной МКАД, однако её можно считать предшественницей современной дороги.
Вновь к проектированию автодороги вернулись в 1950 г., изыскания вёл институт «Союздорпроект». Строительство 4-полосного асфальтового полотна начато в 1956 г., первый участок от Ярославского до Симферопольского шоссе (48 км) введён в эксплуатацию в 1960 г., постройка завершена в 1962 г. Новопостроенная трасса была рассчитана на пропуск 36 тыс. автомобилей в сутки, имела 33 двухуровневые развязки – «клеверных листа», пересекала 12 железнодорожных путепроводов. Протяжённость дороги составила 108,9 км. После изменения административно-территориальных границ Москвы по МКАД прошла административная граница столицы. В 1974–1977 гг. дорога была модернизирована до 3-полосной на некоторых участках, пропускная способность возросла до 50 тыс. автомобилей в сутки.
К концу 1980-х гг. в связи с возросшим уровнем автомобилизации населения возникли проекты реконструирования дороги. Первоначальная реконструкция МКАД осуществлена в 1990–1991 гг.: автомобильные полосы были расширены, обочины уменьшены, разделительный газон убран. Однако увеличение автомобильного потока и большое количество аварий, в первую очередь связанных с отсутствием дорожного освещения, выявили недостаточность принятых мер. Масштабная реконструкция МКАД была проведена в 2 этапа: на 1-м этапе (1993–1995) создана разделительная полоса из бетонных отбойников, установлено освещение, на 2-м (1995–1998) дорогу расширили до 10 полос; пропускная способность составила 108 тыс. автомобилей в сутки.
Однако и эта реконструкция не решила проблему с автомобильным потоком полностью. 15 мая 2008 г. была зафиксирована крупнейшая пробка на МКАД: её длина составляла 68 км, продолжительность – 13 часов.
Новая реконструкция МКАД была начата в 2013 г., в ходе неё по состоянию на февраль 2023 г. реконструировано и построено 19 развязок (всего планируется 22), ожидаемое время завершения работ – конец 2023 г.
Значительно разгрузить МКАД от транзитного автомобильного потока удалось с открытием Центральной кольцевой автодороги (А-113) в 2021 г.