Расон
Расо́н (кор. 라선시; ханча 羅先市), город на северо-востоке Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), имеет статус «особого города».
Общие сведения
Расположен на побережье Японского моря вблизи границ КНДР с Китаем (провинция Цзилинь) и Россией (Приморский край), в гористой местности. Хребет Хамгён близко подходит к побережью Японского моря, простираясь с северо-востока на юго-запад параллельно берегу и оставляя узкую полосу приморских равнин. С трёх сторон Расон окружают горы. Самая длинная река на территории города – Туманган.
Площадь городской территории составляет 754 км2 (2008; 9-е место среди городов КНДР). Включает 21 городской район (тон) и 13 сельских районов (ри).
Расон – крупный транспортный узел. Через город и далее на Чхонджин и Вонсан до Пусана (Республика Корея) проходит автомагистраль международного значения AH6 (Asian Highway 6), связывающая Восточную Европу с Восточной Азией (общая протяжённость более 10 тыс. км). По автомобильному мосту через реку Туманган северокорейский участок магистрали соединяется с автодорогой S201 китайских национальных дорог (China National Highways).
В Расоне находятся конечные станции железнодорожных линий Пхёнра (Пхеньян – Расон, 819 км) и Хамбук (Чхонджин – Расон, 331 км). В 1959 г. железнодорожное сообщение от Расона продолжено: от железнодорожной станции Туманган (КНДР) до железнодорожной станции Хасан (Приморский край, СССР/Россия). Мост Дружбы между КНДР и Россией соединяет две железнодорожные станции по обе стороны границы и является единственным пунктом пересечения границы между КНДР и Россией. В 2008–2012 гг. участок пути между Хасаном и Расоном модернизирован. Железнодорожный мост (1938) через реку Туманган соединяет Расон с Хуньчунем (Китай).
Через Расон проходит пассажирский железнодорожный маршрут Москва – Пхеньян беспересадочного сообщения. В 2020 г. сообщение между странами было прервано из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. С 2022 г. перевозки грузов и пассажиров возобновлены. Железнодорожное пассажирское сообщение между Россией и КНДР осуществляется по маршрутам Уссурийск – Пхеньян (поезд из 1–2 вагонов следует через пограничную станцию Хасан 7 раз в месяц) и Туманган – Уссурийск (4–7 раз в неделю), а также беспересадочным поездом Туманган – Москва (2–4 раза в месяц). Железнодорожные магистрали находятся в ведении Министерства железных дорог КНДР.
На территории города расположены два незамерзающих морских порта – Сонбон (1909, реконструирован в 1926; до 1981 – Унги; первоначально имел внутреннее значение, с 1912 открыт для международной торговли, транспортировки грузов между Японией и Северо-Восточным Китаем) и Раджин (1932, вывоз сельскохозяйственной продукции в Японию). Раджин после Корейской войны (1950–1953) утратил функцию торгового порта и используется как база военно-морского и рыболовного флотов.
Внутригородской общественный транспорт представлен автобусами, такси, включая импортированные электромобили. Для передвижения на небольшие расстояния используются велосипеды, электровелосипеды и мопеды с аккумуляторными батареями.
Население
Численность городского населения 200,4 тыс. человек (2022, прогноз; 49 % мужчин, 51 % женщин). Средний возраст – 35 лет (2022; 18 лет в 1950). По переписи населения 2008 г. в Расоне проживали 196,9 тыс. человек, в 1950 г. – 81,3 тыс. Доля детей и молодёжи до 20 лет составляет 27 % (2022; 54 % в 1950), 21–39 лет – 29 % (27 % в 1950), 40–59 лет – 28 % (14 % в 1950), 60–79 лет – 14 % (5 % в 1950), 80 лет и более – 2 % (менее 1 % в 1950).
Около 80 % населения проживает в городских районах (тонах), 20 % – в сельских районах (ри) (2008).
История
Расон возник в 1993 г. после объединения двух соседних территорий – г. Раджин (Наджин) и уезда Сонбон (Унги). Поселение изначально называлось г. Раджин-Сонбон, в 2000 г. переименовано в Расон (Насон) – имя города образовано от первых слогов названий составивших его территорий. Объединение произошло вскоре после образования особой экономической зоны «Расон» (1991), созданной в целях привлечения иностранных инвестиций и обеспечения ускоренного экономического развития региона. На её территории развивался нефтехимический комплекс, построены судостроительная верфь, фермы и фабрики. В 2010 г. Расон получил статус «особого города», не входящего ни в одну из северокорейских провинций.
Архитектура
Среди значимых сооружений – железнодорожный вокзал Туманган, гостиницы «Намсан» (Namsan) и Emperor Hotel and Casino (открыт в 2000; ныне Imperial Hotel and Casino; в стиле постмодернизма).
Наука. Образование. Библиотеки
В городе действует Научно-исследовательский институт морских наук.
Открыт Университет морского транспорта (라진해운대학, 1968). Ведётся подготовка инженеров, капитанов, штурманов, судовых механиков и других специалистов в области морского транспорта, рыболовства, судостроения. Кампус оборудован лабораториями, производственными площадками; функционирует университетская библиотека.
Парки
В Расоне расположен приморский парк с открытым аквапарком (работает летом), аттракционами и мини-зоопарком.
Достопримечательности
В городе и его окрестностях находятся несколько памятников воинам Красной Армии, погибшим при освобождении Корейского п-ова в годы 2-й мировой войны 1939–1945 гг.
Хозяйство
В декабре 1991 г. учреждена специальная торгово-экономическая зона «Раджин-Сонбон» – первая зона свободной торговли КНДР. С конца 2000-х гг. ведётся активная деятельность по улучшению инфраструктуры в городе, связанная с инвестициями из Китая и России. На территории открыты отель и казино Imperial Hotel and Casino.
Самое крупное местное предприятие с иностранным капиталом – «РасонКонТранс» (2008; совместно с Россией), занимается реализацией логистического проекта «Хасан – Раджин» (грузоперевозки и перевалка угля для отправки на рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе).
Ведущие отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая, машиностроение [судостроение и судоремонт (судоверфь Shipyard Najin), производство сельскохозяйственной техники], химическая (в том числе фармацевтическая), лесная [включая деревообрабатывающую (производство железнодорожных шпал), мебельную, бумажную], лёгкая, пищевая (компания Rason Daeheung Trading Company, 2002; переработка рыбы и морепродуктов на экспорт), в том числе производство молока, сливочного масла (под брендом Rason).
Крупнейшее предприятие – нефтеперерабатывающий комплекс «Сынри» (проектная мощность 2 млн т нефти в год; производство бензола, парафина, бензина, дизельного топлива и др.; обеспечивает топливом ТЭС). Нефтехимический комплекс приостановил работу из-за международного санкционного режима, установленного на поставки нефти в 2017 г. В сентябре 2022 г. Россия заявила о готовности возобновить поставки нефти и нефтепродуктов, если на это поступит запрос Пхеньяна.
Развивается сельское хозяйство. Основные земледельческие культуры – просо, картофель. Важную роль играют молочное скотоводство, рыборазведение и рыболовство.