Райт Эдгар
Райт Э́дгар (Эдгар Говард Райт Младший, Edgar Howard Wright Jr.) (род. 18.4.1974, г. Пул, графство Дорсет, Англия), британский кинорежиссёр, продюсер, сценарист и актёр. Начинал со съёмок любительских фильмов и работы на британском телевидении. Наибольшую известность получил как режиссёр трилогии фильмов «Три вкуса Корнетто» («Three Flavours Cornetto»), также известной как «Трилогия Корнетто» («Cornetto thrilogy») или «Кровь и мороженое» («Blood and Ice-cream»). Трилогия состоит из фильмов «Зомби по имени Шон» («Shaun of the Dead», 2004), «Типа крутые легавые» («Hot Fuzz», 2007) и «Армагедецц» («The World's End», 2013). Главные роли во всех трёх фильмах исполнили британские комики С. Пегг и Ник Фрост. Для творчества Райта характерно переосмысление жанровых клише, насыщенность цитатами и аллюзиями, абсурдистский юмор, изобретательные диалоги и нестандартные сценарные ходы в сочетании с динамичным монтажом и выразительным визуальным стилем. Полнометражные работы: «Пригоршня пальцев» («A Fistful of Fingers» 1995), «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» (2007), «Скотт Пилигрим против всех» («Scott Pilgrim vs. the World», 2010), «Армагедецц», «Малыш на драйве» («Baby Driver», 2017), «Прошлой ночью в Сохо» («Last Night in Soho», 2021).
Творческая биография
Детство Эдгара Райта прошло в г. Уэлс (графство Сомерсетшир), который часто называют «самым маленьким городом Англии», где Райт окончил среднюю школу. В 1992–1994 гг. посещал Колледж искусств и дизайна Борнмута и Пула (сегодня известный как Университет искусств Борнмута), получил диплом по аудиовизуальному дизайну. С конца 1980-х гг. снимал на любительскую камеру короткометражки, пародирующие жанровые фильмы. Самый известный из ранних короткометражных фильмов Райта – «Чертовски верно» («Dead Right», 1993) – пародия на серию картин «Грязный Гарри» с Клинтом Иствудом в главной роли. Фильм выпустили на DVD как приложение к третьему полнометражному фильму Райта «Типа крутые легавые».
В 1995 г. снял свой полнометражный дебют «Пригоршня пальцев» – пародию на спагетти-вестерны с бюджетом 15 тыс. долл. Фильм был выпущен в ограниченный прокат, показан кабельным каналом SKY Movies и привлёк внимание комиков Мэтта Лукаса и Дэвида Уолльямса, которые предложили Райту стать режиссёром их пародийного шоу «Пюре и Горошек» («Mash and Peas», 1996). В 1996 г. Райт работал над коротким сериалом «Приют» («Asylum», 1996) для Paramount Comedy Channel, на съёмках которого познакомился с начинающими комедийными актёрами и сценаристами С. Пеггом и Дж. Хайнс (Стивенсон). В 1998 г. они привлекли Райта к работе над сериалом «Долбанутые» («Spaced», 1999–2001), выходившем на британском Channel 4 в течение двух сезонов, по семь 25-минутных серий. Малобюджетная ситуационная комедия о группе молодых богемных персонажей, перебивающихся случайными заработками и вынужденных снимать один дом на всех в северном Лондоне, получила культовый статус, а в 2000 и 2002 гг. была номинирована на премию BAFTA как лучшая ситуационная комедия. Сериал известен абсурдистским юмором на грани сюрреализма и обыгрыванием клише фильмов ужасов и фантастики, что стало фирменным приёмом творчества Райта.
Успех «Долбанутых» позволил Райту снять свой второй полнометражный фильм – «Зомби по имени Шон», главные роли в котором исполнили звёзды сериала «Долбанутые» – С. Пегг и Н. Фрост. Пародийное переосмысление зомби-хоррора в стиле Дж. Ромеро в сочетании с отсылками к британским романтическим комедиям обеспечили фильму успех у зрителей и критиков: он собрал более 30 млн долл. в прокате при бюджете в 6 млн и получил три номинации на премию BAFTA. Фильм был высоко оценён самим Дж. Ромеро, а также С. Кингом и К. Тарантино, а знаменитый американский критик Р. Эберт назвал его обновлением зомби-хоррора (Ebert. 2004).
Следующий фильм Райта в сотрудничестве с дуэтом Пегга и Фроста – «Типа крутые легавые», пародия на полицейские фильмы о напарниках, – вышел на экраны в феврале 2007 г. и собрал более 80 млн долл. в мировом прокате, снова получив высокие оценки критиков. В том же году по приглашению режиссёров Р. Родригеса и К. Тарантино Райт снял один из четырёх фейковых трейлеров для проекта «Грайндхаус»: в ролике Райта «Не делайте этого» («Don’t», 2007) обыгрывается стилистика готических фильмов ужасов британской студии Hammer Film.
В августе 2010 г. вышла высокобюджетная экранизация комиксов Б. Л. О’Мэлли «Скотт Пилигрим против всех» с Майклом Серой в главной роли. Новаторский фильм, в привычной для Райта иронической манере интерпретирующий жанровые клише, был холодно принят зрителями и потерпел неудачу в прокате, собрав более 47,6 млн долл. при бюджете примерно в 60 млн долл. Правда, критики отмечали изысканный визуальный ряд и удачный юмор картины, которая со временем обрела культовый статус.
Несмотря на коммерческое фиаско фильма «Скотт Пилигрим», Райт продолжил работу над экранизациями комиксов. В 2011 г. С. Спилберг выпустил свой первый анимационный 3D-фильм «Приключения Тинтина: тайна Единорога» («The Adventures of Tintin: Secret of the Unicorn»). Экранизация классических приключенческих историй Эрже стала самым кассовым анимационным фильмом студии Paramount Pictures, собрав более 373 млн долл. в прокате, а критики особо отметили сценарий, написанный Райтом и его соавторами Джо Корнишем и ветераном британского телевидения С. Моффатом как пример нестандартного подхода к визуализации комиксов.
В 2013 г. Райт представил «Армагедецц» – завершающий фильм сатирической трилогии Райта «Три вкуса Корнетто» с Пеггом и Фростом в главных ролях. Ностальгическая история о друзьях детства, приезжающих в родной город для похода по пабам и застающих там конец света, обозначает возвращение к сюрреалистическому юмору ранних произведений Райта. Картину положительно оценили критики и поклонники первых двух фильмов трилогии.
В мае 2014 г. из совместного заявления с Marvel Studios и Райта стало известно, что из-за творческих разногласий с руководством студии он покидает режиссёрское кресло фильма «Человек-муравей» по одноимённому комиксу Marvel, над сценарием которого работал с 2006 г. и снял несколько тестовых сцен в 2012 г.
Первым американским фильмом Райта, вышедшим на экраны в июне 2017 г., стал криминальный триллер «Малыш на драйве» с актёрами Э. Эльгортом, Лили Джеймс, Кевином Спейси и Джейми Фоксом в главных ролях. Критики обратили внимание на необычайную лёгкость, с которой Райт препарирует клише историй об ограблениях, а также лирическую интонацию картины. «Малыш на драйве» стал самым коммерчески успешным проектом Райта, собрав более 226,9 млн долл. при бюджете в 34 млн долл. и получил ряд престижных премий и номинаций, включая три номинации на «Оскар», две – на премию BAFTA и одну – на «Золотой глобус». Премьера психологического хоррора «Прошлой ночью в Сохо» состоялась в конце 2021 г.
Стиль и темы творчества
Многие черты визуального стиля Райта, такие как резкая смена планов, использование приёма, известного как «эффект раздвигающегося пространства», или «транстрав» (dolly zoom), и съёмки с камеры, преследующей движение героев, можно обнаружить в его ранних короткометражных фильмах и в сериале «Долбанутые». За виртуозный монтаж и эргономичность построения кадра критики называют Райта одним из самых изобретательных режиссёров современности. Важную роль в фильмах Райта играет музыка, которая не сводится просто к фону, а объясняет и направляет поступки главных героев. Райт снял музыкальные клипы для альтернативных групп «Bluetones», «The Eighties Matchbox B-Line Disaster», «Mint Royael», а также для Ш. Хадерли, Ф. Уильямса и Бека.
Райт известен как синефил: его фильмы насыщены многочисленными цитатами и аллюзиями, для измерения которых он придумал специальную шкалу «оммажометр» («Homage-O-Meter»). Название его главной трилогии является отсылкой к трилогии К. Кесьлёвского «Три цвета» (Clark. 2013). Среди важнейших фильмов, повлиявших на формирование стиля Райта, режиссёр называет картину «Американский оборотень в Лондоне» («An American Werewolf in London», 1981, режиссёр Дж. Лэндис) (Elder. 2011. P. 1–12). Получив известность как режиссёр, Райт снялся в эпизодической роли зомби в фильме Дж. Ромеро «Земля мёртвых» («Land of the Dead», 2005), а также в роли пехотинца повстанческой армии в фильме «Звёздные войны: Последние джедаи» Р. Джонсона («Star Wars: The Last Jedi», 2017). В своих работах он часто переосмысливает клише таких жанров, как зомби-хоррор или полицейский боевик, в пародийном или сатирическом ключе. В работах режиссёра типично британский абсурдистский юмор сочетается с динамичными диалогами в духе голливудских эксцентрических комедий.
Творчество Райта нарочито эклектично: действие фильмов его центральной трилогии «Три вкуса Корнетто» разворачивается в маленьких английских городках, что позволяет успешно совмещать британские сюжеты с приёмами, позаимствованными из американского жанрового кино. В «Зомби по имени Шон» на фоне зомби-апокалипсиса обыгрываются ситуации из романтических комедий, в картине «Типа крутые легавые» полицейский-одиночка из Лондона оказывается в пространстве классических английских детективов; в ленте «Армагедецц» история старой дружбы четырёх героев и их взросления в провинциальном городке помещается в антураж второсортной фантастики о конце света.
Творчество Райта получило высокие оценки критиков и коллег по цеху за виртуозность повествовательной техники, изысканный визуальный стиль, тонкую сатиру, изобретательные диалоги и расширение привычных рамок жанрового кино.