Райбун
Райбу́н, оазис конца 2-го тыс. – 1 в. до н. э. близ современного селения Машхад-Али, в западной части вади Хадрамаут (Йемен). Описания европейских путешественников с 1893 г., раскопки советских и российских археологов с 1983 г. (с перерывами). По эпиграфическим данным, Райбун (rybn) – название центрального поселения (хагара) и, вероятно, оазиса в целом; известно о существовании общины (шарк) со старейшиной (кабир) и правителем (кайн). По археологическим данным, в 12–8 вв. до н. э. возникли центральное поселение оазиса, отдельно стоящие усадьбы, ряд храмовых комплексов и пещерных некрополей, южная система ирригации, орошавшая около 600 га. С 7 в. до н. э. появляются новые поселения, храмы, некрополи. В 4 в. до н. э. сооружается северная ирригационная система, удвоившая площадь орошаемых земель. В конце 1 в. до н. э. поселения и храмы Райбуна уничтожены пожарами, вероятно, в результате проигранной Хадрамаутом очередной войны с царством Катабан.
В Райбуне располагался один из культовых центров Хадрамаута. Храмовые комплексы включали: святилище, террасы и крытые галереи с жертвенниками и очагами для воскурений, помещение для ритуальных трапез, «дом жреца», хозяйственные и жилые постройки. Прослеживается рост храмов от небольших глинобитных строений до монументальных сырцово-каркасных сооружений на каменных платформах. На центральном поселении доминировал храм Рахбан, посвящённый богине Зат Химйам; на окраине располагался храм Хадран, в котором почиталась богиня городского пантеона ‘Астарам. Храмы находились во всех поселениях Райбуна, а также на склонах долины, в том числе в составе некрополей, и среди полей. В основном храмы посвящались Сайину, «федеральному» богу Хадрамаута; среди них выделяются храм Майфа‘ан к югу от центрального поселения и Васат-хан к северо-западу. Большой храмовый комплекс Кафас (На‘ман), посвящённый богине Зат Химйам, располагался среди древних полей к северо-западу от центрального городища.
Среди находок в храмах – вотивные дары и посвятительные надписи (более 3000) на хадрамаутском языке, курильницы, светильники, жертвенники. По-видимому, остатками храмового архива являются хозяйственные документы, записанные т. н. минускульным (курсивным) письмом на черенках пальмовых листьев.