Пуньяни Гаэтано
Пунья́ни Гаэта́но, Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни (Giulio Gaetano Gerolamo Pugnani) (27.11.1731, Турин – 15.7.1798, там же), итальянский скрипач и композитор.
Учился у Дж. Б. Сомиса (ученика А. Корелли). С 1741 г. работал вторым скрипачом в театре «Реджо» (Турин; официально – с 1748). Получив королевскую стипендию, в 1749–1750 гг. брал уроки композиции у Ф. Чампи в Риме. В 1754 г. участвовал в Духовных концертах в Париже (исполнил собственный Концерт для скрипки). В 1767–1769 гг. дирижёр «Кингс-театра» в Лондоне, выступал в концертах, в том числе вместе с И. К. Бахом. В 1770 г. вернулся в Турин, где служил концертмейстером, с 1776 г. – руководителем (direttore generale della musica strumentale) придворной капеллы и камерным виртуозом; с 1786 г. руководитель военного оркестра. В 1780–1782 гг. гастролировал вместе со своим учеником, Дж. Б. Виотти, в городах Европы (в том числе в Санкт-Петербурге в 1781). Последний концерт с участием Г. Пуньяни состоялся в 1796 г. в Вене, где он продирижировал своей оркестровой сюитой («мелологом») по «Вертеру» И. В. Гёте.
Г. Пуньяни сыграл большую роль в развитии искусства скрипичной игры. Использовал более прямой и длинный смычок, оснащённый винтом («archetto alla Pugnani»); вероятно, общался с французскими смычковыми мастерами Никола Туртом и Франсуа Туртом.
Среди сочинений: оперы «Нанетта и Любино» («Nanetta e Lubino», Лондон, 1769), «Тамас Кули-Кан в Индии» («Tamas Kouli-Kan nell’India», Турин, 1772), «Адонис и Венера» («Adone e Venere», Неаполь, 1784), «Ахилл на Скиросе» («Achille in Sciro», 1785), «Демофонт» («Demofoonte», 1787; обе – на либретто П. Метастазио, поставлены в Турине); оратория «Освобождённая Бетулия» (на текст Метастазио); 7 симфоний; 6 концертов для скрипки с оркестром; оркестровые увертюры; квинтеты для разных инструментальных составов; сонаты для скрипки соло, трио-сонаты.
Ф. Крейслер опубликовал сборник «Классические рукописи» («Klassische Manuskripte»), в который включил 2 пьесы собственного сочинения («Прелюдия и аллегро», 1910; «Tempo di minuetto», 1911), приписав их авторство Г. Пуньяни.