Пуэнт-Нуар
Пуэ́нт-Нуа́р (франц. Pointe-Noire, буквально – чёрный мыс; название связано с распространёнными в окрестностях чёрными песчаниками), город на юго-западе Республики Конго, имеет статус департамента и коммуны.
Общие сведения
Площадь департамента 2134 км2, коммуны 240,0 км2 (2018). Департамент включает коммуну Пуэнт-Нуар и округ Чиамба-Нзаси. Расположен на побережье Атлантического океана.
Важный транспортный узел. Главные морские ворота страны: в городе находится крупнейший глубоководный порт Центральной Африки (1934–1939; площадь портовой зоны 1,3 км2, грузооборот 26,2 млн т в 2018; имеет региональное значение). Функционирует нефтяной терминал «Джено». Через Пуэнт-Нуар проходят национальные автотрассы RN-1 (до Браззавиля), RN-4 (до границы с Анголой) и RN-5 (до г. Нзамби); железная дорога «Конго – Океан» (до Браззавиля). Действует международный аэропорт имени А. Нето (1934, модернизирован в 2006; пассажирооборот 487,5 тыс. человек, грузооборот 5,2 тыс. т в 2018).
Население
Численность населения департамента составляет более 1 млн человек (2020; второй после Браззавиля).
История
Мыс, на котором сегодня находится г. Пуэнт-Нуар, открыт португальскими мореплавателями в ходе экспедиций Диогу Кана к побережью Западной Африки в 1480-х гг. Как навигационный ориентир он получил название Понта-Негра (португ. Ponta Negra, буквально – чёрный мыс). Позднее, во время «драки за Африку» между европейскими колониальными державами, португальские претензии на земли в устье реки Конго были оспорены. По результатам Берлинской конференции 1884–1885 гг. права на территорию севернее реки Конго были закреплены за Францией. После подписания соглашения с прибрежным африканским королевством Лоанго на мысе Понта-Негра была основана французская рыбацкая деревня, которая получила современное название – Пуэнт-Нуар. Поселение стало частью Французского Конго, которое в 1910 г. вошло в состав образованной колонии Французская Экваториальная Африка. В 1920-х гг. с целью связать столицу колонии г. Браззавиль с прибрежными районами было начато строительство железной дороги. Конечным пунктом на побережье был выбран Пуэнт-Нуар, в котором на тот момент уже проживали около 3 тыс. поселенцев. Открытие железной дороги в 1934 г. способствовало экономическому росту города и увеличению численности его населения.
С 1940-х гг. гавань Пуэнт-Нуара стала принимать военные и торговые суда как глубоководный морской порт. В 1950 г. в Пуэнт-Нуар была перенесена столица Французского Конго (в 1958, за 2 года до обретения страной независимости, столицей вновь стал Браззавиль). Во время Гражданской войны 1997–1999 гг. население города значительно возросло за счёт беженцев из прилегающих областей. В 2003 г. Пуэнт-Нуар образовал одноимённый департамент.
Архитектура
В городе преобладает регулярная планировка. Среди ключевых сооружений: железнодорожный вокзал (1934, архитектор Ж. Филиппо), Ратуша (1940-е гг.), католическая церковь Нотр-Дам-де-л’Ассомпсьон (1953, архитектор Ж. Алазар) в стиле ар деко.
Образование
Работают учебные заведения: институт Католического университета Центральной Африки и Католического института искусств и ремёсел (Ucac-Icam; 2002; инженерия), Приморская высшая технологическая школа (EST-Littoral), филиал Института сварочных технологий (Франция, 1905), Высший технологический институт Центральной Африки (ISTAC, 2002), Центр образования, обучения и ученичества (CEFA; 2016).
Действуют вузовские библиотеки, библиотечный фонд Французского института Конго в Пуэнт-Нуаре (2012).
Музеи
Открыт музей Африканского круга (Musée Cercle Africain; 2018; маски, статуи, ритуальные и прочие предметы культурного наследия).
Здравоохранение
Среди государственных больниц: «Тье-Тье», общие больницы Адольфа Сисе, Лоанджили, комплексный медицинский центр «Мвумву», военный госпиталь.
Частные медицинские клиники: имени Л. Мишель (2008), CMC Medico (2011), «Марион» (2016), «Осеан», «Генен», «Плато» и др.
Хозяйство
Пуэнт-Нуар – экономическая столица Республики Конго. Здесь располагаются офисы нефтегазодобывающих предприятий: Air Liquide (1950), ENI (1968), Société Dietsmann Technologies, Perenco (2001), SPIE Oil & Gas Services (2008); действуют предприятия пищевой (маслобойной, рыбоконсервной, пивной, безалкогольных напитков), лёгкой промышленности; налажено производство строительных материалов (черепичный и кирпичный заводы). В Пуэнт-Нуаре работает одно из крупнейших промышленных предприятий страны – нефтеперерабатывающий завод Société Congolaise de Raffinage (1982; установленная мощность около 1 млн т нефти в год).
В 2010 г. введена в эксплуатацию тепловая электростанция (после запуска третьей турбины в 2020 суммарная мощность – 484 МВт).
В сфере услуг важное место занимают транзитные перевозки (до 70 % грузооборота), ½ грузооборота – нефть.
В городе действуют отделения крупнейших банков страны, среди которых Банк государств Центральной Африки (1972; штаб-квартира – в Яунде); коммерческие: Banque congolaise de l'habitat (2008), Banque Commerciale Internationale, Ecobank Congo.
Международный туризм развит слабо. В 2010-е гг. запущен проект развития отрасли. Городские курортные зоны не получили широкого распространения.
Развито рыболовство.
Окрестности
В 25 км к северу от Пуэнт-Нуара расположены природный ландшафт ущелья Диоссо, известный как Большой каньон Конго, и Ма-Лоанго – бывшая резиденция короля Лоанго (1982; древние предметы быта, инструменты, оружие); в 50 км к северу – крупнейший в Африке центр реабилитации шимпанзе «Чимпунга» (1992).