Приходские школы
Приходски́е шко́лы, учебно-воспитательные заведения элементарного типа для населения, относящегося к одному церковному приходу. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья. Распространению приходских школ способствовали указы Карла I Великого, постановления церковных Соборов 529, 1179, 1215 гг., а также поддержка отдельных церковных деятелей (канцлера собора Парижской Богоматери Ж. Жерсона, 1363–1429, и др.). Главная цель – нравственно-религиозное воспитание, подготовка клириков, хористов (назывались также школами хористов и певческими школами). В приходских школах обучали также основам грамотности. Основное содержание образования – заучивание молитв (как правило, с голоса), церковное пение, изучение латинской азбуки, чтение и письмо, редко – счёт. В период позднего Средневековья в некоторых городских приходских школах могли изучаться предметы тривиума (латинская грамматика, диалектика, риторика).
С развитием светских школ приходские школы постепенно утрачивали своё значение низшей ступени в образовании, их функция свелась в основном к религиозному воспитанию и подготовке священнослужителей.
В России приходские школы открывались с 11 в., распространились после Стоглавого собора. Как часть общероссийской системы образования действовали с 1804 г. под названием приходских училищ.