Порта Карло
По́рта Ка́рло (Carlo Porta) (15.6.1775, Милан – 5.1.1821, там же), итальянский поэт.
Писал на миланском диалекте. Сын чиновника; окончил королевский колледж в Монце (1792). Во время Цизальпинской республики находился на государственной службе, симпатизировал Наполеону I.
Перевёл ряд фрагментов «Божественной комедии» Данте на миланский диалект, апологетом которого выступил в сонете «Слова всякого языка, дорогой синьор Горел» («I paroll d’on lenguagg, car sur Gorell», 1810). Продолжил укоренённую в ломбардском фольклоре традицию комической житейской зарисовки, в русле которой изложил стихами анекдоты, скабрёзные школярские шутки и смешные городские истории, издав их анонимно в предновогодних ярмарочных календарях 1793 и 1794 гг. под названием «Судомойка покойного Менегина» («El lava piatt del Meneghin ch’e mort»); в названии фигурирует имя наставника Порты – поэта Доменико (на миланском диалекте – Менегина) Балестриери. В середине 1810-х гг. прославился как мастер стихотворной комической новеллы; наиболее известные из них – «жалобы» простолюдинов, людей городского дна с искалеченной судьбой: «Невзгоды Джованнина Толстяка» («Desgrazzi de Giovannin Bongee», 1812, издана в 1820) и др. В годы реставрации Бурбонов написал несколько отмеченных меткостью социальных характеристик сатир на католическое духовенство и аристократов: «Назначение капеллана» («La nomina del capellan», 1819), «Молитва» («La preghiera»), «Война священников» («La guerra di prett», обе 1820). Реалистические тенденции творчества оказали воздействие на ориентированную на «народность» и «правдивость» эстетику ломбардского романтизма. В последние годы жизни Порта поддерживал журнал романтической направленности Conciliatore, особенно в его полемике с классицизмом (цикл из 13 сонетов против пуризма и пристрастия к мифологии, 1817; шутливая лекция в стихах о романтизме для светской интеллектуалки, 1817); в его доме с 1816 г. собирался романтический кружок «Камеретта» («комнатка»), среди участников которого – А. Мандзони, Дж. Берше, Э. Висконти, Т. Гросси, Дж. Торти.