Полноприводной автомобиль
Полноприводно́й автомоби́ль, автомобиль, у которого крутящий момент от двигателя передаётся на все колёса, т. е. все колёса являются ведущими. Полноприводной автомобиль имеет хорошую проходимость и динамику, но сложную трансмиссию и большую собственную массу. Легковые двухосные полноприводные автомобили могут иметь постоянный привод на обе оси или постоянный привод на одну ось и подключаемый (автоматически или водителем) на вторую ось. Грузовые полноприводные автомобили, как правило, имеют постоянный привод на все оси. Многоосные полноприводные автомобили имеют разнообразные механические и гидромеханические схемы передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам.
Первый полноприводной автомобиль с бензиновым двигателем – Spyker 60 HP (Нидерланды) построен в 1903 г.; в 1906 г. American Motor Truck Company представила экспериментальный грузовик, у которого все колёса были не только ведущими, но и управляемыми. В СССР первый полноприводной автомобиль – четырёхосный грузовик ЯГ-12 с колёсной формулой 8×8 – построен в 1932 г. в единственном экземпляре на Ярославском автомобильном заводе; первый серийный легковой полноприводной автомобиль – ГАЗ-61 (создан в 1939 в КБ В. А. Грачёва), его модификация – ГАЗ-61-73 (1941) – первый в мире полноприводной автомобиль седан с закрытым кузовом. В 1969 г. американская компания Chevrolet выпустила первый «спортивно-утилитарный автомобиль» (SUV) – модель Chevrolet Blazer. В 1970 г. британская компания Rover представила автомобиль Range Rover – первый европейский внедорожник. В 1977 г. в СССР началось массовое производство ВАЗ-2121 «Нива» – компактного внедорожника с постоянно-полным приводом. До 1980-х гг. полный привод ассоциировался исключительно с внедорожниками (вездеходами); полноприводные автомобили имели увеличенные дорожный просвет и другие атрибуты автомобиля повышенной проходимости. С 1980 г. привод на все колёса стал рассматриваться также как средство повышения ходовых качеств обычных автомобилей без задачи повышения проходимости.
В полноприводном автомобиле обеспечивается наиболее эффективное использование мощности двигателя при любом режиме движения, улучшается управляемость, особенно на скользких покрытиях. Именно с этими целями полный привод используется на спортивных автомобилях (Lamborghini Murciélago, некоторые модели Porsche и др.), широко распространён на автомобилях Subaru, а также на представительских автомобилях для повышения уровня активной безопасности (например, Mercedes-Benz, Saab, BMW, Volvo).