Плейсмейкинг
Плейсме́йкинг (англ. placemaking, от place – место и making – создание, изготовление), мультидисциплинарный подход к управлению общественными местами и их преобразованию совместными усилиями властей, горожан и сообществ, учитывающий сложившиеся практики использования пространств, потребности и запросы местных сообществ. Цель плейсмейкинга – изменить принцип функционирования пространства, переделать неиспользуемое или небезопасное публичное место так, чтобы в нём могла поддерживаться и развиваться социальная жизнь местных сообществ. В русском языке не нашлось аналога слову «плейсмейкинг» и закрепилось использование транслитерации.
История возникновения плейсмейкинга
В 1960–1980-х гг. в рамках пространственного поворота – теоретического осмысления проблематики городских пространств – появляются концепции гетеротопии М. Фуко, права на город А. Лефевра, разрабатываются концепции «чувства места» в работах К. Линча, К. Норберга-Шульца и многих других. В таком интеллектуальном контексте термин «плейсмейкинг» стали использовать ландшафтные архитекторы, городские проектировщики и урбанисты для описания процессов создания площадей, скверов, парков, улиц и набережных, привлекательных для людей, мест, которые нравятся и интересны горожанам.
Концептуальные основы плейсмейкинга были сформулированы в 1960-х гг. в работах теоретика городского планирования Дж. Джекобс и урбаниста Уильяма Уайта. В 1975 г. Уайт и его ученик Фред Кент основали Project For Public Spaces (PPS) – некоммерческую организацию, занимающуюся преобразованием общественных пространств. В числе успешных проектов PPS – благоустройство Таймс-сквер в Нью-Йорке, пляжа в парке «Кампус–Мартиус» в Детройте, Гренвилл-Айленд в Ванкувере, рынка Байуорд в Оттаве, площади Форо Линдберг в парке Мексика в Мехико и площади Сентинари в Парраматте. Понятие плейсмейкинга было сформулировано позже, чем его основные идеи. Хотя только с середины 1990-х гг. сотрудники PPS активно стали использовать термин «плейсмейкинг» для описания своего метода работы с общественными пространствами, многие концепции, лежащие в основе их практики, возникли ещё в 1960-х гг. в США. Дж. Джекобс и У. Уайт в своих работах уделяли значительное внимание социальной и культурной значимости обжитых районов и кварталов и привлекательных общественных пространств, в которых горожане могли бы знакомиться и общаться со своими соседями по дому и району, проводить там время с пользой и удовольствием.
В 1995 г. вышла книга профессоров архитектуры университета в Буффало Л. Шниклот и Р. Шибли «Плейсмейкинг: искусство и практика создания сообществ», в которой впервые подробно рассматривались как теория, так и практика плейсмейкинга как подхода к планированию и проектированию, основанных на взаимодействии с сообществами (Schneekloth. 1995).
Термин нашёл широкое применение среди проектировщиков, архитекторов, градостроителей и урбанистов. В литературе, посвящённой проектированию общественных пространств, можно встретить различные вариации концепции – стратегический плейсмейкинг, креативный плейсмейкинг, тактический плейсмейкинг и т. п. Под плейсмейкингом подразумевают не только метод работы PPS, а вообще любую практику проектирования и изменения общественных пространств, основанную на взаимодействии с местными сообществами, использующую сложившуюся социальную жизнь преобразуемых пространств и хотя бы в общих чертах соответствующую его основным принципам.
Основные принципы плейсмейкинга
В 1999 г. PPS опубликовала книгу «Как преобразить место», в которой были изложены основные принципы практики создания и преобразования общественных пространств (Madden. 1999). Преображая место, необходимо учитывать сложные взаимосвязи, которыми оно сформировано и будет наполняться. В итоге должна получиться целостность, создающая бо́льшую ценность для общества, чем сумма её частей.
При проектировании или переосмыслении городских пространств важно опираться на данные исследований и, основываясь на них, предпринимать последующие действия. Кроме того, проектировщикам нужно учитывать видение общественного пространства каждым отдельным сообществом. Значимой частью видения является представление о том, какие виды деятельности могут осуществляться в этом пространстве, а также понимание того, что место должно быть удобным, иметь хороший образ, чтобы люди хотели там находиться.
Принципиально важно спроектировать пространство таким образом, чтобы его решение способствовало социальному взаимодействию, поэтому особое внимание в проекте следует уделить стратегическому размещению объектов инфраструктуры. Форма общественного пространства должна быть спроектирована в соответствии с его функциональным наполнением. Наконец, признак хорошего общественного места – возможность меняться и подстраиваться под новые потребности горожан.
Для создания живого, востребованного и качественного общественного пространства проектировщикам необходимо на всех этапах взаимодействовать с горожанами и сообществами, не игнорировать их запросы и сложившиеся практики, стараться наполнить пространство новыми отношениями, способствующими развитию места.
В России в качестве примера плейсмейкинга можно рассматривать московские проекты по реконструкции парка Горького в 2011–2018 гг., проекты TEXTIL и «Флакон», во Франции и Великобритании – столичные проекты: реорганизацию площадей Республики и Трафальгарской.