Паркер Франсис Уэйленд
Па́ркер Фра́нсис Уэ́йленд (Francis Wayland Рarker) (9.10.1837, Бедфорд, штат Нью-Гэмпшир – 2.3.1902, Пасс-Крисчен, штат Миссисипи), американский педагог. С 16 лет работал учителем сельской начальной школы. В 1865–1871 гг. директор школ в Манчестере (штат Нью-Гэмпшир) и Дейтоне (штат Огайо). В 1872–1875 гг. изучал философию, педагогику и психологию в Берлинском университете Гумбольдта. В 1875–1880 гг. суперинтендент округа г. Куинси (штат Массачусетс), в 1880–1883 гг. работал в Бостоне, в 1883–1890 гг. инспектор школ округа Кук (штат Иллинойс), в 1896–1899 гг. руководил нормальной школой в Чикаго. Боролся с формализмом в обучении, старался поставить ребёнка в центр педагогического процесса, связать содержание учебных предметов с окружающей жизнью, ввёл преподавание естественных наук. В 1899 г. Ф. Паркер стал директором Чикагского педагогического института, являвшегося экспериментальным педагогическим центром, который в 1901 г. влился в педагогический факультет Чикагского университета. Руководимая Паркером нормальная школа стала своеобразной лабораторией университета. Деятельностью школы впоследствии руководил Дж. Дьюи, испытавший сильное влияние идей Паркера.