Парфёнова Татьяна Валентиновна
Парфёнова Татья́на Валенти́новна (род. 19.3.1956, Полтава, Украинская ССР, ныне Украина), российский дизайнер одежды, художник.
С 1964 г. живёт в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Окончила Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова (1977; ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха) и Московский технологический институт (1990; ныне Российский государственный университет туризма и сервиса). В 1980-х гг. работала в управлении индивидуального пошива и ремонта одежды «Ленинградодежда», в 1988 г. возглавила театр-студию «Ленинградский театр моды». В 1995 г. официально основала собственный модный дом «Татьяна Парфёнова», однако самостоятельно работала как модельер ещё с конца 1980-х гг. В 1995 г. на фестивале In Vogue в Вильнюсе её первая коллекция женской одежды, «Сафрон», была отмечена Гран-при «Золотая пуговица»: её отличали необычные сочетания материалов и стиля (например, брючные костюмы из индийского шёлка), классических и «романтических» мотивов. Коллекция «Гора Марата» (1996) отсылает к полтавскому детству дизайнера (названа в честь улицы, где она жила в детстве); минималистичное платье «Квадраты» из 74 деталей без вытачек отмечено Гран-при конкурса «Золотая вешалка».
Для моделей Парфёновой характерны сложный крой и фактурность, использование авторских принтов, «инкрустаций» и вышивок. Среди главных источников вдохновения дизайнер называет искусство и природу, а также исторические и национальные костюмы. Коллекция «Цигун» (осень/зима 2015–2016) построена на цитировании работ А. Матисса и интерпретации стиля шинуазри. «История лебедя» (осень/зима 2016–2017) отсылает к эпохе Возрождения и раннего барокко. Мотивы флоры и фауны – основные для коллекций «Поля» (весна/лето 2018) и «Цветение» (весна/лето 2019). «Перемена» (осень/зима 2018–2019) посвящена «двум диктаторам моды»: английской королеве Елизавете I Тюдор и российской императрице Екатерине II. «Знаковой» продукцией модного дома стали шёлковые шарфы, у каждого из которых свой, больше ни разу не повторяющийся вышитый узор.
Парфёнова – первый российский дизайнер, принявший участие в Неделе моды в Токио (2019), показанная там коллекция «Чёрная стрекоза» (весна/лето 2020) посвящена реке Ворскла, поэтому платья расшиты изображениями трав, кувшинок и стрекоз. В 2023 г. Т. В. Парфёнова представила коллекцию «Сад в саду» на фестивале «Ассоциации-2023» во Фрейлинском садике дворцово-парковой резиденции Царское Село (г. Пушкин), источником вдохновения стали история и культура Китая, на нарядах вышивка с традиционными мотивами сочеталась с портретами Мао Цзэдуна.
В 2010 г. была запущена линия товаров Tatyana Parfionova Home Design (одежда и текстиль для дома, предметы мебели, обои и обивочная ткань, зеркала и т. д.): здесь также использованы оригинальные принты, вышивка, необычное сочетание узоров и материалов. С 2013 г. выходит вторая, «демократическая» линия женской одежды WHITE by Parfionova с рисунками Парфёновой в качестве декора. В 2018 г. Парфёнова и артистка балета Д. В. Вишнёва запустили совместный бренд «Тело и душа» (одежда для занятий йогой, балетом, одежда для дома).
Т. В. Парфёнова разрабатывала костюмы для телефильмов «Зимняя вишня 2» (1990) и «Зимняя вишня 3» (1995; оба – режиссёр И. Ф. Масленников), кинофильма «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (1997, режиссёр В. В. Бортко), для спектакля «Калифорнийская сюита» (1999) Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова, для капельдинеров этого театра (2014), для балета «Concertino Bianco» (2019, Мариинский театр, оба театра – в Санкт-Петербурге). Автор книг, часто близких к жанру книги художника.