Панельное обследование
Пане́льное обсле́дование, наблюдение (обследование) над одной и той же группой изучаемых объектов (респондентов), именуемой панелью, в разные периоды методом анкетирования. Панель, как выборочная совокупность (например, людей, домохозяйств, организаций), формируется путём случайной или механической типологической выборки. Для панельного обследования важно обеспечить не только достаточную численность объектов (респондентов) в изучаемой совокупности, но и представительство в ней всех их типов (например, всех групп населения). В зависимости от вида панели составными элементами её могут быть отдельные лица, семьи, домохозяйства, предприятия промышленности и торговли. Примером панели в государственном масштабе может служить статистика семейных бюджетов. Иногда панелью называются и группы специалистов или экспертов, сформированные на постоянной основе.
По времени существования панели делятся на краткосрочные (не более 1 года) и долгосрочные (до 5 лет). Также существуют постоянные панели, когда время их существования не ограничено и осуществляется процесс ротации – включение новых членов панели взамен выбывших. Обычно репрезентативность панели со временем снижается из-за демографических и им подобных изменений. Поэтому состав панели периодически корректируется при поддержании её численности на заданном уровне.
Точность и надёжность информации для панельного обследования обеспечивается институтом контролёров. В ряде случаев применяется корреспондентский способ получения информации, когда респонденты интервьюируются, либо посылают свои записи в установленные сроки. В традиционных формах панельного обследования респондентам предлагается постоянно отвечать на одни и те же вопросы. Это обеспечивает сопоставимость информации при анализе динамики. Также проводятся панельные обследования типа «омнибус», в рамках которых респондентам задаются разные вопросы (обычно небольшое число вопросов для большого массива опрашиваемых). Использование панелей «омнибус» ускоряет процесс получения результата при разовом панельном обследовании, но не даёт возможности судить о тенденциях. Целесообразно сочетать традиционную методику проведения панельного обследования и методику типа «омнибус».
Собственные панели стремятся иметь крупные маркетинговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские институты, а также большие производственные и торговые предприятия. В ряде стран свои панели имеют профсоюзы, чтобы была возможность отслеживать, например, уровень жизни населения с целью индексации доходов. Респонденты заключают договор с заказчиком и за определённое денежное вознаграждение предоставляют профильную информацию. В некоторых странах принято не денежное, а моральное поощрение. Одной из форм панельного обследования, носящего постоянный характер, являются контрольные группы потребителей, представляющие собой, по существу, потребительскую панель. Такая группа регулярного анкетирования особенно удобна при изучении эволюции спроса на товары с быстрой оборачиваемостью запасов. Полученные материалы позволяют выявить круг клиентуры, объёмы покупок и потраченные на них финансовые средства.