Палаццески Альдо
Палацце́ски А́льдо (Aldo Palazzeschi, псевдоним; настоящие имя и фамилия Альдо Пьетро Винченцо Джурлани, Aldo Pietro Vincenzo Giurlani) (2.2.1885, Флоренция – 17.8.1974, Рим; похоронен во Флоренции), итальянский писатель.
Из семьи коммерсанта. Окончил техническое училище (1902). В начале 1900-х гг. пробовал свои силы в театре. Участник Первой мировой войны 1914–1918 гг. (1916). С 1926 г. работал журналистом в газете Corriere della sera. Неоднократно посещал Париж. В годы фашизма держался в стороне от официальной культуры.
Дебютировал сборником стихов «Белые кони» («I cavalli bianchi», 1905). Тенденция к эпатажному сочетанию стилизованной «детскости», «лёгкости» сюжетов и структур с иронией и гротеском характерна для сборников «Фонарь» («Lanterna», 1907) и «Поэмы» («Poemi», 1909). В 1909 г. ненадолго сблизился с футуристами. Влияние эстетики футуризма нашло отражение в сборнике «Поджигатель» («L’incendiario», 1910) и литературном манифесте «Антиболь» («Controdolore», 1913); пародирование футуристического проекта новой цивилизации – в аллегорическом романе-фантасмагории «Кодекс Перлa» («Il сodice di Perlа́», 1911); отдалился от футуризма после Второй мировой войны 1939–1945 гг. Для прозы Палаццески, нередко тяготеющей к сюрреализму, характерны игра повествовательными техниками, сочетание иронии и сказочной фантастики: романы «Пирамида» («La рiramide», 1926), «Братья Кукколи» («I fratelli Cuccoli», 1948), «Рим» («Roma», 1953), «Дож» («Il doge», 1967), «Стефанино» («Stefanino», 1969) и др. В романе «Сёстры Матерасси» («Le sorelle Materassi», 1934) гротескной трансформации подвергается техника психологической прозы веризма. Среди других произведений: сборник рассказов «Приз шутов» («Il palio dei buffi», 1937), книга мемуаров «Наслаждение памяти» («Il рiacere della memoria», 1964).