Опосредованное действие
Опосре́дованное де́йствие, концепция действия в акторно-сетевой теории (АСТ), согласно которой любое действие является опосредованным (акторы являются посредниками для действий друг друга) и коллективным (действие совершается множеством участников). Она основана на модели распределённой агентности, характеризующейся представлением, что нет индивидуальных акторов, поскольку никто не может действовать самостоятельно: «Действовать – значит опосредовать действие другого» (Латур. 2007. С. 91). Посылкой концепции опосредованного действия является представление о гетерогенности действия (действие совершается участниками разной природы), что позволяет с её помощью концептуализировать отношения людей с не-человеками (non-humans).
В центре концепции опосредованного действия находится вопрос о том, как возможно действие. Ответ заключается в том, что множество гетерогенных сущностей (люди, знаки, материальные объекты) вступают в отношения и производят коллективные эффекты – действие. Объяснение действия в АСТ предполагает анализ процесса медиации (опосредования, перевода), в котором гетерогенные сущности оказывают трансформирующее воздействие друг на друга. Концепция опосредованного действия была сформулирована в 1994 г. основоположником АСТ Б. Латуром по отношению к техническим объектам, опосредующим человеческое действие (Latour. 1994).
Любое действие в АСТ описывается как процесс, в котором действующие лица разной природы (называемые агентами, акторами или актантами) выполняют определённую программу действия: для людей это цели, для технологий – набор письменных инструкций, который аналитик приписывает артефакту (например, программа действия металлического груза у отельного ключа – «Возвращайте ключи на стойку регистрации») (Akrich. 1992). Во всех случаях реализация программы действия сталкивается с препятствиями и поэтому невозможна без вмешательства других акторов.
Латур выделяет 4 значения технической медиации (Latour. 1994), каждое из которых является моделью опосредованного действия. Первое – перевод. В этом процессе формируется коллективный актор и трансформируются изначальные программы действия. Латур иллюстрирует это на примере двух высказываний: «Оружие убивает людей» и «Оружие не убивает, люди убивают». Первое приписывает материальному артефакту силу трансформировать людей. Человек с оружием в руках «автоматически» становится убийцей. Второе высказывание, наоборот, подчеркивает, что артефакт ничего не меняет – есть преступники, а есть добропорядочные граждане. Латур отвергает эту дихотомию, говоря о том, что для реализации программы действия (например, выразить злость) человек вступает в альянс с оружием и формируется новый актор – «гражданин – оружие». Важно то, что изначальная цель в этом альянсе трансформируется, переводится. Человек хотел только пригрозить, но с оружием в руках он становится способен на убийство.
Второе значение технической медиации – соединение, композиция (composition). На пути к реализации программы действия любой актор, как правило, сталкивается с препятствиями, с которыми не может справиться самостоятельно. Чтобы их преодолеть, акторы вступают в ассоциации друг с другом. Это хорошо иллюстрируется исследованием М. Каллона (2015) о ситуации вокруг морских гребешков в заливе Сен-Бриё. Трое исследователей приезжают изучать гребешков, но им нужны соответствующие условия. Чтобы их достичь, ученым приходится договариваться с рыбаками, чтобы они не вылавливали гребешков, «договариваться» с самими гребешками (необходимо, чтобы они прикреплялись к специально созданным коллекторам) и с внешней средой (течения и хищники не должны мешать гребешкам прикрепляться). В результате действуют не ученые, а ассоциация «ученые + рыбаки + гребешки». Понятие композиции подчеркивает коллективный характер действия: не индивид действует, а ассоциация сущностей. То же самое можно сказать и о материальных артефактах. Как пишет Латур, «B-52 [модель американского самолета] не летают, летают воздушные силы США» (Latour. 1994. P. 35).
Третье значение технической медиации – обратимое сворачивание в чёрный ящик (reversible blackboxing). Понятие черного ящика означает, что множество акторов действуют как один (Латур. 2013). Согласно первому и второму значениям медиации, это состояние не достигается сразу. По Латуру, этот процесс проходит 7 фаз:
отсутствие заинтересованности;
заинтересованность;
создание новой цели (перевод);
формирование обязательных переходных точек – таких элементов программы действия, которые разделяются всеми акторами (например, ученые, упомянутые в исследовании Каллона, убедили других, что центральной проблемой для всех является прикрепление гребешков);
равнение – создание системы альянсов с общей программой действия;
собственно сворачивание в чёрный ящик;
совмещение.
В зависимости от того, на какой стадии находится ассоциация сущностей, она будет выглядеть как единый и стабильный объект или как хаотичное множество элементов. Например, когда автомат по продаже билетов работает стабильно, он выглядит как индивидуальная сущность. Когда он ломается, с ним рядом оказывается ремонтник, и становится видно, что черный ящик внутри состоит из множества акторов (инженеров, регуляторов, обслуживающего персонала, софта, самого аппарата и т. д.). Приведённый пример демонстрирует, что этот тип медиации – обратимый процесс: черные ящики могут снова распадаться на части.
Наконец, четвертый тип технической медиации рассматривается как делегирование (Latour. 1994; Латур. 2006). Каждый объект содержит вписанную инженерами или дизайнерами программу действия (инскрипцию) – то, что он призван делать в отношении воображаемого пользователя (Akrich. 1992). Объекты предоставляют возможности для действия людей или предписывают определённые действия с ними. Иными словами, объекту делегирована способность модифицировать человеческое действие. Делегирование не только способствует реализации программы действия, но и трансформирует смысл действия людей по отношению к технологиям. Классический пример Латура – «лежачий полицейский»: вместо ограничительных знаков инженеры вписали программу действия (запрет на превышение скорости) в бетонную плиту. Вследствие этого трансформируется мотив поведения водителей на дорогах – из морального («не причините вреда пешеходам») становится прагматическим («избегайте повреждения подвески автомобиля»). Делегирование основано на трех других значениях технической медиации. Оно также подразумевает создание нового коллективного актора, трансформацию изначальных программ действия, композицию и сворачивание в черный ящик. В этом понятии подчеркивается, что все названные процессы происходят за счет соединения разных материалов: инженеры не просто придают произвольную форму предписанию не превышать скорость; бетон активно участвует в производстве действия.
Таким образом, во всех значениях технической медиации технологии опосредуют действия, модифицируя их. Действие рассматривается в АСТ как эффект объединения акторов в гетерогенный коллектив, в котором каждый оказывает воздействие на другого. Этот коллектив (в классической социологической терминологии – общество) становится устойчивым именно благодаря процессам медиации (Latour. 1991), которые лежат в основании любого действия.