Нижегородский метрополитен
Нижегоро́дский метрополите́н (до 1990 – Горьковский метрополитен), система внеуличного рельсового транспорта в Нижнем Новгороде. Третий по дате открытия и числу станций метрополитен России (после Москвы и Санкт-Петербурга), первый на территории современного Приволжского федерального округа. Технико-экономическое обоснование строительства создано в 1970 г., строительство ведётся с 1977 г., первая очередь (станции «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции», «Пролетарская») пущена в 1985 г., последняя по состоянию на 2022 г. станция («Стрелка») открыта в 2018 г. По состоянию на 1 января 2022 г. действует 15 станций на двух линиях (Автозаводско-Нагорной и Сормовско-Мещерской), в том числе 1 кроссплатформенная пересадочная с 4 путями («Московская»; расположена в непосредственной близости от вокзала Нижний Новгород) и 1 наземная крытая («Буревестник»). Помимо «Московской» транспортно-пересадочные узлы созданы на станциях «Комсомольская» (переход на железнодорожную платформу Кустовая тупикового ответвления с прямыми поездами Арзамасского направления Горьковской железной дороги), «Канавинская» (проход к Канавинскому автовокзалу) и «Буревестник» (наземная пересадка на платформу Варя Заволжского направления Горьковской железной дороги). Только 1 станция («Горьковская») находится в Нагорной части города, остальные – в Заречной; в результате значительная часть города не охвачена метрополитеном. Пассажиропоток составляет 27 млн человек в год (2021).