Наименование места происхождения товара (легальная дефиниция)
Наименова́ние ме́ста происхожде́ния това́ра, обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращённое наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара [абзац 2 п. 1 ст. 1516 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)].
Наименование мест происхождения товара (НМПТ) является словесным обозначением, представляющим собой наименование географического объекта. Сопровождаемый НМПТ товар является своего рода единственным, неповторимым, не имеющим себе подобного. Наиболее известными примерами НМПТ являются «Белёвская пастила», «Адыгейский сыр», «Тульский пряник», «Луховицкий огурец», «Вологодское масло» и т. д. (Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара).
НМПТ относится к средствам индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (подпункт 15 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). НМПТ признаётся и охраняется в силу государственной регистрации, которая является основанием для предоставления исключительного права на данное средство индивидуализации (п. 1 ст. 1517 ГК РФ). Государственная регистрация осуществляется Роспатентом и производится в 2 этапа:
Признание заявленного обозначения в качестве НМПТ и внесение сведений в Государственный реестр географических указаний и наименований мест происхождения товара.
Предоставление заявителю исключительного права на НМПТ и выдача свидетельства (приказ Роспатента от 22 июля 2020 № 101).
В 2020 г. у производителей российских товаров появилась возможность наносить специальную эмблему, подтверждающую правовую охрану НМПТ. Изображение и описание эмблемы утверждены приказом Роспатента от 3 июля 2020 г. № 94.