Ньюсон Марк
Нью́сон Марк (Marc Newson) (род. 20.10.1963, Сидней), австралийский промышленный дизайнер.
В 1986 г. окончил Сиднейский колледж искусств, где учился на скульптора и дизайнера ювелирных украшений, выработав навыки кропотливой ручной работы и мышления категориями физических характеристик материалов.
В 1986 г. представил на выставке «Места для шестерых» в сиднейской галерее Roslyn Oxley9 несколько объектов дизайна, среди которых была кушетка «LC1» – первая версия его ключевой работы, кушетки «Lockheed Lounge» (1988; изготовлено 10 штук, а также 4 авторских экземпляра и 1 прототип), которая стала в дальнейшем одним из самых дорогих произведений современного дизайна (в 2015 экземпляр был продан за 2,4 млн фунтов стерлингов). «Lockheed Lounge» была собрана из алюминиевых пластин, покрывающих каркас из стеклопластика: гладкая поверхность придавала ей сходство с каплей ртути, а форма была постмодернистской интерпретацией классицистической кушетки, изображённой на полотне «Портрет мадам Рекамье» (1800) Ж.-Л. Давида. Название объекта – отсылка к самолётам американской компании Lockheed Martin Corporation. Он находится на границе между скульптурой и предметным дизайном; автор стремился к созданию впечатления чувственности и провокационности; кушетка произвела большое впечатление на публику и появилась как реквизит в клипе на песню Мадонны «Rain» (1993, режиссёр М. Романек).
В 1987 г. Ньюсон представил комод «Pod of Drawers» из алюминиевых пластин, как и в случае кушеток, закреплённых заклёпками. Он при этом вдохновлялся «Антропоморфным шкафом» (1925) французского мастера стиля ар деко А. Гру.
В 1987–1991 гг. Ньюсон работал в Токио, выпуская предметы мебели и интерьера для компании Idée, среди них лампа «Super Guppy» (1987), стол «Black Hole» (1988) и стул «Embryo» (1988), в котором футуристическая стальная основа сочетается с яркой обивкой из неопрена. С 1991 г. Ньюсон в Париже проектировал для производителей мебели, светильников, предметов быта и т. д. Iittala, Alessi, Magis и Flos. На персональной выставке «Wormhole» в Милане (1994) представил коллекционные предметы: стулья «The Orgone Chair» и «The Alufelt Chair», кушетку «The Orgone Stretch Lounge» и стол «Event Horizon». В них он продолжил опыты с алюминием и категориями текучести и пустоты, добиваясь состояния лиминальности между внутренними и внешними поверхностями.
В 1997 г. переехал в Лондон, где открыл собственную студию Marc Newson Limited. Его работы охватывают широкий спектр, начиная со средств транспорта (концептуальная модель автомобиля Ford 021C, 1999) до чемоданов (коллекция «Horizon Soft Luggage», 2019) и пишущих принадлежностей (ручки «(Montblanc M)RED», 2018). Свою задачу дизайнер определяет как совершенствование предметов и поиск в каждом случае лучшего решения задачи из всех возможных. Он сотрудничает с такими брендами, как Louis Vuitton, Hermès, Hennessy, а также с американским производителем спортивных товаров Nike (полностью спроектированные цифровым методом кроссовки Zvezdochka, 2004; вдохновлены начальной эрой покорения космоса и потому названы в честь собаки Звёздочки, совершившей орбитальный полёт на советском аппарате «Спутник-10» в 1961).
В 1994–2012 гг. выпускал наручные часы под маркой Ikepod, основанной им совместно с бизнесменом О. Айком. В 2014 г. присоединился к компании Apple для работы над проектом часов Apple Watch. В 2019 г. вместе с бывшим руководящим дизайнером этой компании Дж. Айвом основал студию LoveFrom.
Особое место в творчестве Ньюсона занимают проекты в сфере авиастроения, первым из которых стал дизайн интерьера и раскраски («ливреи») самолёта Dassault Falcon 900B (1998; совместно с художником и графическим дизайнером Р. Алланом). В 2004 г. к юбилею фонда современного искусства Cartier Ньюсон представил концептуальную модель персонального реактивного самолёта Kelvin40, придав ему скульптурную форму; его назначение – вернуть ныне исчезнувшее восхищение полётами гражданской авиации (назван в честь лорда Кельвина и главного героя фильма «Солярис» режиссёра А. А. Тарковского, 1972). С 2005 по 2015 гг. Ньюсон был креативным директором австралийской авиакомпании Qantas, для которой выполнил один из своих самых крупных заказов – интерьер пассажирского двухуровневого самолёта Airbus A380 (завершён в 2008). Проект, сравнимый с созданием «мини-мира», автономной вселенной, включал в себя сотни элементов: от общего интерьера воздушного судна до дизайна посуды и текстиля, причём чаще всего – в 4 версиях, по числу классов обслуживания пассажиров. С развитием космического туризма Ньюсон получил в 2007 г. заказ от аэрокосмической корпорации EADS на разработку интерьера летательного аппарата Astrium, предназначенного для непродолжительных полётов в космос.
Ньюсон остаётся одним из ведущих авторов коллекционного дизайна. Его работы рождаются из экспериментов с материалами и исследования технологических процессов их обработки и преобразования. В 2007 г. на выставке в галерее Gagosian в Нью-Йорке были показаны предметы мебели, созданные как цельные, бесшовные объекты из блоков мрамора (ажурный стеллаж «Voronoi»), микарты (кресло и столы «Micarta»), никеля (кресло «Random Pak Twin»). В 2019 г. там же были представлены работы, выполненные из стекла с использованием традиционных техник клуазоне и венецианского стекла «муррина». Эти техники до того момента не применялись для изготовления полноразмерной мебели, поэтому для проекта были построены специальные печи для эмалирования и найдено особое производство в Чехии для выплавки стула из литого стекла.
На выставке также демонстрировался самурайский меч «Aikuchi Katana», созданный Ньюсоном вместе с японскими мастерами для поддержки традиционных ремёсел в пострадавшем от землетрясения в 2011 г. регионе Тохоку. Меч, сложный процесс изготовления которого занял несколько лет, проиллюстрировал одну из тем творчества Ньюсона: ему важно сохранить связь между промышленностью и новыми технологиями, с одной стороны, и древними техниками работы с материалами и искусной ремесленной выделкой – с другой.
Королевский промышленный дизайнер (2006), командор ордена Британской империи (2012).