Мустафин Ахметзян Мустафинович
Муста́фин Ахметзя́н Мустафи́нович [1(14).3.1902, село Шубино, Сергачский уезд, Нижегородская губерния, ныне Сергачский район, Нижегородская область – 21.11.1986, Москва], советский мусульманский деятель, имам-хатыб Московской соборной мечети в 1964–1986 гг.
Родился в семье потомственных имамов татарского села Шубино. Начальное религиозное образование получил у отца – Мустафы Люкмановича Люкманова (1869–1937), который на протяжении 30 лет был настоятелем 3-й мечети этого села. В 1914–1921 гг. обучался в новометодном медресе Мухаммадия в г. Казань, где в том числе учился у известного богослова Г. Баруди (1857–1921). После окончания медресе вернулся в родное село и стал преподавать в школе при мечети (мектебе). В 1925 г. поступил на учёбу в небольшое медресе другого известного богослова, Хамидуллы Альмушева (1855–1929), расположенное в селе Петряксы (ныне Пильнинского района Нижегородской области). В 1928 г. получил от него письменное разрешение (иджаза) на право самостоятельного религиозного наставничества. В 1930 г. в связи с развернувшейся коллективизацией и репрессиями на религиозных деятелей уехал в Казань. Здесь он совмещал работу в различных, не связанных с религиозным служением сферах с учёбой в вечерней школе. Получив в 1939 г. аттестат о среднем образовании, поступил на географический факультет Казанского университета. Однако оставил учёбу и в этом же году переехал в Москву. Здесь он совмещал работу на различных предприятиях с проведением религиозных обрядов и проповедей в домах мусульман и на кладбищах. Своим духовным служением завоевал большой авторитет и уважение в общине, в том числе и в среде официального духовенства. В середине 1950-х гг. познакомился с председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) муфтием Ш. Хиялетдиновым (1890–1974), который способствовал его назначению в 1956 г. 2-м имамом Московской соборной мечети.
Мустафин активно привлекался к международной деятельности ДУМЕС – приёму иностранных делегаций в мечети, в числе которых были шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, президент Индонезии Сукарно, президент Объединённой Арабской Республики Гамаль Абдель Насер и др., а также входил в состав официальных миссий советских мусульман в зарубежные страны – Саудовскую Аравию, Индонезию, Марокко, Афганистан, Индию и Финляндию. С начала 1960-х гг. он стал постоянным участником государственных и дипломатических приёмов делегаций арабо-мусульманских стран в Кремле, был лично знаком с Н. С. Хрущёвым и другими высшими партийными деятелями. С этого времени имам также участвовал в работе Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, входил в правление Советской ассоциации дружбы с народами Африки.
В 1964 г. стал имам-хатыбом Московской соборной мечети и мухтасибом ДУМЕС по Московской и Горьковской областям, Чувашской и Мордовской АССР.
Участвовал во встречах с главами мусульманских стран – Ирана (1956), Индонезии (1956), Сирии (1956), Египта (1958), Марокко (1961) и Йемена (1964). В октябре 1970 г. участвовал в первой в Советском Союзе международной исламской конференции «За единство мусульман в борьбе за мир, против империалистической агрессии», на которой представил концепцию богословского обоснования социалистического строя и внешней политики СССР. В последующем этот доклад был опубликован на арабском языке под названием «Социальная составляющая ислама и дух времени» («ал-Анасир ал-иджтимаийа фи ал-ислам ва-рух ал-аср») и остаётся единственным изданным трудом Мустафина. В то же время в частных архивах сохранились рукописи и аудиозаписи его проповедей. Большинство из них посвящено различным аспектам исламской этики, обрядам и праздникам.
После смерти (в июне 1974) муфтия Хиялетдинова Мустафин был назначен и. о. председателя ДУМЕС. Он рассматривался духовенством и органами государственной власти как наиболее подходящая кандидатура на этот пост. Однако московский имам отказался баллотироваться и руководил муфтиятом лишь до избрания нового муфтия в мае 1975 г. В этот период он также принимал активное участие в подготовке и проведении в Самарканде в августе 1974 г. международной исламской конференции «Имам аль-Бухари и современность», приуроченной к 1200-летию со дня рождения этого прославленного средневекового богослова.
В 1975–1978 гг. Мустафин возглавлял неформальное движение московских мусульман по сохранению единственной в городе мечети от сноса, предусмотренного планом подготовки к проведению летних Олимпийских игр (1980). Под его руководством были написаны письма-обращения в различные партийные и правительственные ведомства, а также мобилизован дипломатический корпус арабо-мусульманских стран. Эти усилия, а также продолжающиеся в этот период многочисленные встречи имама иностранных делегаций в мечети сыграли свою роль в отказе от первоначального плана и способствовали сохранению здания.
Большое внимание в своём служении на посту главы московских мусульман Мустафин также уделял заботе о кладбищах. По его инициативе и при непосредственном руководстве в 1978 г. были выделены отдельные мусульманские участки на Митинском кладбище, в 1980 г. построены специальные здания для проведения похоронных обрядов на Даниловском и Кузьминском кладбищах Москвы. Похоронен на Кавезинском кладбище в городском округе Пушкинский Московской области.