Мунье Ролан
Мунье́ Рола́н, Ролан Эмиль Мунье (Roland Émile Mousnier) (7.9.1907, Париж – 8.2.1993, там же), французский историк.
Получил образование в Высшей школе практических исследований и Сорбонне, в 1932–1937 гг. преподавал в лицее г. Руан. Во время 2-й мировой войны участвовал в Движении Сопротивления. В 1947–1955 гг. профессор Страсбурского университета, в 1955–1977 гг. профессор Сорбонны. Основатель Центра по исследованиям цивилизации современной Европы (1958), Института по исследованию цивилизаций современного Запада (1970). В 1971–1975 гг. председатель Французского комитета исторических наук. Член Академии моральных и политических наук (1977).
Уже в докторской диссертации («La Vénalité des offices sous Henri IV et Louis XIII», 1945) Мунье заявил о себе как об одном из ведущих специалистов по политической истории Франции 17 в. и истории её государственных институтов. Широкую известность получила его книга «Убийство Генриха IV» («L’assassinat d’Henri IV», 1964, рус. пер. 2008), в которой исследовался вопрос о том, что представляло собой с религиозной, политической, экономической и других точек зрения общество, породившее убийцу короля. Мунье активно работал в сфере сравнительной истории, занимался междисциплинарными исследованиями на стыке истории, социологии, антропологии и географии. Основная сфера его научных интересов – политические институты и социальные иерархии. Широкую известность получили две научные дискуссии с участием Мунье. В полемике с Б. Ф. Поршневым о природе крестьянских и городских восстаний 17 в. Мунье отвергал марксистскую интерпретацию истории как редукционизм и противопоставлял работу в архивах неоправданным обобщениям и идеологическим схемам. Он отказывался считать французское общество 17 в. феодальным, полагая, что к тому времени феодализм как система взаимоотношений сеньоров и вассалов уже не существовал. В центре другой дискуссии (с Э. К. Лабрусом) стоял вопрос о том, делилось ли общество 17 в. на классы, как считал Лабрус, или же на сословия и более мелкие социальные страты, как виделось Мунье. Эти дебаты подтолкнули многих французских исследователей к изучению социальной истории Старого порядка.