Морозов Николай Петрович
Моро́зов Никола́й Петро́вич [25.8(7.9).1916, деревня Большое Замошье Лужского уезда Петроградской губернии, ныне Лужского района Ленинградской области – 15.10.1981, Москва], российский спортсмен и тренер (футбол), заслуженный мастер спорта СССР (1946), заслуженный тренер СССР (1967). Возглавлял сборную СССР на Восьмом чемпионате мира в Англии (1966), где она добилась крупнейшего в отечественной истории успеха, заняв 4-е место.
Занимался футболом с 17 лет в команде г. Люберцы (Московская область), выступал на позиции полузащитника. Играл за различные клубы, в том числе «Сельмаш» (Люберцы, 1936–1937), «Спартак» (Москва, 1941; 7 игр, 2 гола), наиболее значительную часть спортивной карьеры – за «Торпедо» (Москва, 1938–1940, 1942–1949; 167 игр, 5 голов). Завершил карьеру игрока в московской команде ВВС (Военно-воздушных сил, 1950–1951; 36 игр, 2 гола). Бронзовый призёр чемпионата СССР (1945), обладатель Кубка СССР (1949).
Отличался умением обострить игру, неожиданными комбинационными решениями, техникой владения мячом. Выносливый и волевой игрок, отлично играл головой.
С 1953 г. работал тренером; возглавлял «Торпедо» (Москва, 1953–1955, 1963, 1967), «Локомотив» (Москва, 1960–1962; в конце 1950-х гг. был начальником команды), «Черноморец» (Одесса, 1967–1971), «Шахтёр» (Донецк, 1971). Заведовал отделом футбола Всесоюзного совета добровольного спортивного общества профсоюзов (1963–1964, 1967–1971).
В 1964–1966 гг. главный тренер сборной СССР, завоевавшей бронзовые медали на чемпионате мира в Англии (1966). Всего под его руководством команда провела 31 матч, в которых одержала 15 побед, 9 встреч завершила вничью и потерпела 7 поражений.
Знаток тактических построений, умел настроить команду на борьбу и донести до футболистов свои идеи. Большое значение придавал технической подготовке игроков. Одним из первых в СССР создал в команде тренерский совет, в который входили опытнейшие игроки – Л. И. Яшин, В. И. Воронин, А. А. Шестернёв. «Тем не менее старший тренер видел свой первейший долг в организации повседневных занятий по технике, причём занятий с ярко выраженным индивидуальным акцентом. Он восставал против бытовавшего в то время мнения, что возиться со "сборниками" тренеру якобы не пристало» (Прибыловский. 1980. С. 149).
После окончания тренерской карьеры работал помощником начальника Московской железной дороги по военно-спортивной работе (1972), директором спортивного комбината «Локомотив» (1973–1975), начальником службы оздоровительно-спортивных баз и сооружений Московской железной дороги (1976–1981).