Мильх Эрхард
Мильх Э́рхард (Erhard Milch) (30.3.1892, Вильгельмсхафен – 25.1.1972, Вупперталь, близ Дюссельдорфа), германский военный деятель, военачальник, один из создателей Люфтваффе, генерал-фельдмаршал Люфтваффе (1940).
Родился в семье военно-морского чиновника – фармацевта, вскоре после его рождения родители развелись. В 1910 г. пытался поступить в военно-морское училище, но не был принят из-за низкого происхождения. В том же году зачислен фанен-юнкером (кандидатом в офицеры) в 1-й артиллерийский полк, в 1910–1911 гг. учился в юнкерском училище, в 1911 г. произведён в лейтенанты своего полка, служил в артиллерии.
Участник Первой мировой войны 1914–1918 гг. С 1914 г. адъютант дивизиона 1-го артиллерийского полка, в 1915 г. закончил лётные курсы в Ютеборге, наблюдатель-корректировщик, с 1916 г. адъютант лётной школы армейской авиации «Восток-1», обер-лейтенант. С июля 1917 г. переведён в лётные части, командир 6-го истребительного батальона (сам боевых вылетов не совершал). В 1918 г. закончил курсы офицеров резерва Генерального штаба, капитан. С сентября 1918 г. командир истребительного батальона «А», с октября 1918 г. – 6-й истребительной группы. За боевые отличия награждён Железным крестом 2-го (1914) и 1-го (1915) классов и другими наградами.
В 1919 г. служил в авиационных частях пограничной охраны «Восток», после подписания Версальского мира 1919 г. в январе 1920 г. уволен из армии в чине капитана.
С 1920 г. начальник авиационной почты Данцига (ныне Гданьск, Польша), с 1921 г. исполнительный директор фирмы «Юнкерс», с 1925 г. – технический директор, с 1 января 1926 г. исполнительный директор авиакомпании Deutsche Lufthansa AG. Стал фактическим создателем компании, благодаря своим организаторским способностям быстро сделал её одной из ведущих авиакомпаний мира и национальной авиакомпанией Германии, чем очень гордился. Симпатизировал нацистам, с 1929 г. участвовал в финансировании Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) наряду с другими немецкими предпринимателями, оказал поддержку избирательной кампании А. Гитлера 1932 г., предоставив в его распоряжение самолёт авиакомпании.
После прихода нацистов к власти назначен 2 февраля 1933 г. заместителем Имперского комиссара авиации, с 5 мая 1933 г. статс-секретарь (заместитель министра) Имперского министерства авиации, ближайший помощник и заместитель Г. Геринга. 28 октября 1933 г. возвращён на военную службу в чине полковника (минуя чины майора и подполковника).
В 1935 г., после принятия Нюрнбергских законов, Э. Мильх, еврей по отцу, должен был быть уволен со всех государственных постов. По приказу Г. Геринга было составлено нотариальное заверение его матери, Клары Мильх, о том, что настоящим отцом Э. Мильха является немецкий барон Г. фон Бир, благодаря чему Мильх смог продолжить карьеру.
Мильх был одним из создателей немецких ВВС, 28 марта 1935 г. произведён в чин генерал-майора, 20 января 1936 г. – генерал-лейтенанта, 20 апреля 1936 г. официально переведён в Люфтваффе и 30 апреля 1936 г. получил чин генерала авиации.
С 1 ноября 1938 г. генерал-полковник Люфтваффе, с 1 февраля 1939 г. генерал-инспектор Люфтваффе. Стремился занять место генерал-фельдмаршала Г. Геринга и поэтому часто вступал в острую полемику с ним и начальником Технического управления Люфтваффе генералом авиации Э. Удетом, критикуя их решения, что привело к ухудшению его отношений с Герингом. Тем не менее сохранил свой пост благодаря поддержке А. Гитлера. Сыграл важную роль в подготовке немецких ВВС к войне, занимаясь большинством организационных вопросов.
Во время Второй мировой войны с 12 апреля 1940 г. командовал 5-м Воздушным флотом в Норвегии, руководил его созданием, 9 мая вернулся к административной деятельности. 4 мая 1940 г. награждён Рыцарским крестом Железного креста, 19 июля 1940 г. произведён в чин генерал-фельдмаршала Люфтваффе.
В 1941 г. после самоубийства Э. Удета фактически подчинил себе Техническое управление Люфтваффе и отвечал за производство самолётов, но не смог добиться нужного объёма выпускаемой авиационной техники. С 1942 г. контроль над авиационной промышленностью стал переходить в руки министра вооружений и боеприпасов А. Шпеера, после чего влияние Мильха ослабилось.
В 1942 г. назначен председателем Наблюдательного совета Deutsche Lufthansa. В начале 1943 г. Э. Мильху было поручена организация воздушного моста для снабжения 6-й армии генерал-полковника Ф. Паулюса, операция закончилась неудачно.
В 1944 г. А. Гитлер обвинил Мильха в провале программы создания самолетов-снарядов «Физелер Fi-103» (V-1) и скоростных бомбардировщиков «Мессершмитт Ме-262А», т. к. они не были внедрены в производство в достаточном количестве. 21 июня 1944 г. по решению Г. Геринга был отправлен в отставку с поста статс-секретаря министерства авиации. 1 октября 1944 г. попал автокатастрофу во время инспекции, 8 января 1945 г. снят с поста генерал-инспектора, уволен из Deutsche Lufthansa и зачислен в резерв Верховного командования Люфтваффе.
4 мая 1945 г. арестован британскими войсками. В 1946 г. был привлечён в качестве свидетеля к Нюрнбергскому процессу. 17 апреля 1947 г. американским военным трибуналом в Нюрнберге («процесс Мильха») за принудительную депортацию иностранных рабочих в Германию и использование их рабского труда приговорён к пожизненному заключению. В 1951 г. срок заключения сокращён до 15 лет. 28 июня 1954 г. освобождён.
Работал консультантом промышленных компаний Fiat и Thyssen.