Мело Патрисия
Ме́ло Патри́сия (Патрисия Мелу; Patrícia Melo) (род. 2.10.1962, Асис, штат Сан-Паулу), бразильская писательница.
Шестой ребёнок в семье стоматолога и учительницы истории. С 1978 г. училась на факультете истории искусства университета Сан-Паулу. В 1983 г. бросила университет и начала работать ассистентом в сценарном отделе на телевизионном канале Rede Globo. В 1993 г. по приглашению У. Аванчини переехала в Лиссабон, где работала над сценарием мыльной оперы «Народный банкир» («A Banqueira do Povo»). Там же написала первый детективный роман «Вода Тофаны» («Acqua Toffana», 1994), переработав собственный черновик сценария. Роман состоит из двух историй: одна – о страхе жертвы, загнанной в угол; другая – о ненависти и жестокости маньяка, одержимого идеей убийства. Роман получил широкое одобрение критики и читающей публики.
Второй роман «Матадор» («Matador», 1995; рус. пер. 2005) – история серийного убийцы, который неожиданно получает поддержку общества, – был отмечен Немецкой криминальной премией (1998). Переведён на французский, итальянский, английский, испанский, нидерландский, норвежский языки. Американский журнал World Literature Today назвал «Матадор» одним из лучших романов, опубликованных в 1990-х гг. в Бразилии. В 2003 г. экранизирован в Бразилии под названием «Человек года» («O homem do ano», режиссёр Жозе Энрике Фонсека), главную роль в кинофильме исполнил М. Бенисиу.
В 1998 г. у Мело вышел детективный роман «Хвала лжи» («Elogio da Mentira», 1998) о любви и обмане. Книга издана в переводах в Великобритании, Германии, Испании, Нидерландах, Франции, Португалии, Италии, Финляндии и Китае.
В 2000 г. писательница переехала в Рио-де-Жанейро. Первая пьеса Мело «Две женщины и труп» («Duas Mulheres e um Cadáver», 2000, одноимённый спектакль в Театре искусств в Рио-де-Жанейро, 2001, режиссёр А. Фрейри Филью) имела большой успех у зрителей и театральных критиков. Главные роли в постановке исполнили Ф. Торрес и Д. Блок. Среди других пьес – «Шкатулка» («A Caixa», 2003), «Почка» («O Rim», 2006), «Мировой порядок» («A Ordem do Mundo», 2008).
В 2000 г. опубликован роман «Ад» («Inferno»; премия «Жабути», 2001), в котором поднимаются проблемы наркомании, современной работорговли и социальной изоляции. Н. Новаэс Коэлью, анализируя роман «Ад», называет Мело «Шахерезадой наоборот» (Dicionário crítico de escritoras brasileiras: 1711–2001. São Paulo, 2002. P. 542), которая рассказывает не о приключениях, а о неприглядной изнанке человеческого общества. Газета The Independent назвала роман одним из десяти лучших произведений года; литературное приложение газеты The Times включило Мело в число пятидесяти латиноамериканских лидеров нового тысячелетия.
В 2003 г. вышла замуж за Дж. Нешлинга. В том же году написала роман «Чёрный вальс» («Valsa negra», 2003), посвящённый миру классической музыки. Впервые в творчестве П. Мело центральное место занял не криминальный сюжет, а изображение тёмной стороны любви и ревности. Но в 2006 г. вернулась к основным темам своего творчества – это физическое и моральное насилие, безнаказанность, утрата ценности человеческой жизни в современном обществе: роман «Потерянный мир» («Mundo perdido», 2006), главным действующим лицом которого стал герой «Матадора», «Джонас» («Jonas o Copramante», 2008), «Путешествие Филумены» («A Viagem de Filomena», 2009), «Похититель трупов» («Ladrão de Cadáveres», 2010), «Гог Магог» («Gog Magog», 2017).
С 2009 г. живёт в Швейцарии. В 2011 г. дебютировала в жанре малой прозы сборником «Писание в темноте» («Escrevendo no Escuro», 2011), отмеченным изяществом, тонкой литературной игрой с историческими и художественными образами, изображением причудливых персонажей, юмором.
В 2019 г. в интервью журналу O Globo («O feminicídio é uma realidade de guerra’, diz escritora Patrícia Melo») П. Мело заявила, что её новые романы будут посвящены фемициду (роман «Сложенные женщины», «Mulheres empilhadas», 2019).
В 2020 г. записала ряд видеороликов, посвящённых темам домашнего насилия и преступлений против женщин.