Мейер Марсель
Мейе́р Марсе́ль (Marcelle Meyer) (22.5.1897, Лилль – 17.11.1958, Париж), французская пианистка.
Училась в Парижской консерватории у М. Лонг и А. Корто (1911–1913), совершенствовалась у Р. Виньеса и Х. Итурби; в 1918 г. под руководством К. Дебюсси изучала его произведения.
Начиная с 1917 г. сблизилась с Э. Сати и композиторами «Шестёрки», Ж. Кокто, П. Пикассо, И. Ф. Стравинским; по просьбе С. П. Дягилева участвовала в премьерах Русского балета Дягилева («Парад» Сати, 1917; «Свадебка» Стравинского, 1923). Концертировала в странах Европы, выступала с дирижёрами В. Менгельбергом, Т. Бичемом, Э. Ансерме, А. Боултом, П. Монтё, Р. Дезормьером, Ш. Мюншем, А. Клюитенсом, Р. Штраусом, Г. фон Караяном. С 1948 г. жила в Риме.
Обширный репертуар Мейер включал музыку композиторов барокко (Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, Д. Скарлатти, И. С. Бах), В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Брамса, Ф. Листа, Э. Грига, М. А. Балакирева. Особое место в программах Мейер занимала современная музыка: одной из первых Мейер сыграла большинство фортепианных сочинений Дебюсси и М. Равеля, впервые исполнила ряд произведений Равеля («Вальс» в переложении для 2 фортепиано – вместе с автором для Дягилева, 1920), Д. Мийо, Ф. Пуленка, Стравинского (выступала с ними в фортепианных ансамблях), А. Онеггера, Н. Д. Набокова, А. Казеллы и др.; пропагандировала также музыку Э. Шабрие, М. де Фальи, П. Хиндемита. Обладая совершенной техникой и безупречным чувством стиля, Мейер подчиняла виртуозные задачи ясности общей концепции, выявлению структуры произведения.
Первые аудиозаписи сделала в 1925 г. в Лондоне (сочинения Стравинского, И. Альбениса), множество записей осуществлены в 1940–1950-е гг.; переизданная в конце 20 – начале 21 вв. дискография позволила заново оценить искусство Мейер как одной из лучших представительниц французской фортепианной школы 20 в.