Марешаль Сильвен
Мареша́ль Сильве́н, Марешаль Пьер Сильвен (Pierre Sylvain Maréchal) (15.8.1750, Париж – 18.1.1803, Монруж), французский политический деятель, писатель, философ, представитель Просвещения. Родился в семье торговца. Был адвокатом в парижском парламенте, затем библиотекарем в Коллеже Мазарини. Испытал влияние идей Ж. Мелье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, считал идеальным общество без частной собственности и религии. Противник абсолютизма, высказывался за свержение существовавшего во Франции строя. Автор атеистической философской поэмы «Французский Лукреций» («Le Lucrèce français», 1-й вариант – 1781, окончательный – 1797; в рус. пер.: Стихи против Бога // Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой Французской революции. М., 1933. Ч. 1). В «Альманахе честных людей» («L’Almanach des honnêtes gens», 1788) предвосхитил введённый Национальным конвентом республиканский календарь, заменив имена святых именами «честных людей»; год выхода «Альманаха» был назван первым годом «царства Разума». По постановлению парижского парламента «Альманах» был сожжён, Марешаль заключён в тюрьму. Во время Французской революции 18 в. был близок к якобинцам, в 1790 г. издавал еженедельную радикальную газету Révolutions de Paris. В 1793 г., на следующий день после казни Марии Антуанетты, представил публике свою антимонархическую пьесу «Страшный суд над королями» («Jugement dernier des rois»). После свержения якобинской диктатуры примкнул к «заговору равных» Г. Бабёфа, написал для него «Манифест равных» («Manifeste des Égaux», 1801), не принятый, однако, бабувистами. В анонимно опубликованном романе «Путешествия Пифагора» («Les Voyages de Pythagore», vol. 1–6, 1799) в лице главного героя вывел Бабёфа с его коммунистическими идеями (рус. пер., ч. 1–6, 1804–1810). Опубликованная в 1802 г. «История России, сведённая только к важным фактам» («Histoire de la Russie: réduite aux seuls faits importans») содержала подложные «Добрые и последние наставления Екатерины II Павлу I». Другие сочинения: «Культ и законы общества безбожников» («Culte et lois d’une société d’hommes sans Dieu», 1798), «Словарь древних и новых атеистов» («Dictionnaire des athées, anciens et modernes», 1800), памфлет «За и против Библии» («Pour et contre la Bible», 1801).