Макдоналд Джордж
Макдо́налд Джордж (George MacDonald) (10.12.1824, Хантли, Шотландия – 18.9.1905, Аштид, Англия), шотландский писатель, богослов, поэт и англиканский священнослужитель.
Биография
Отец писателя, фермер, происходил от Макдоналдов из Гленко и был прямым потомком одной из семей, пострадавших во время резни 1692 г. Семья, в которой он родился и вырос, отличалась грамотностью. В ранние годы Макдоналд страдал астмой, бронхитом и приступами чахотки. Эта последняя болезнь считалась семейной, и двое его братьев, его мать, а позже трое его собственных детей умерли от неё. Макдоналд воспитывался в атмосфере кальвинизма. В 1845 г. завершил обучение в Абердинском университете, получив степень магистра химии и физики. Он планировал построить карьеру в области медицины, но недостаток средств на обучение положил конец этой перспективе. Только в 1848 г. будущий писатель начал богословское обучение в колледже Хайбери для служения в конгрегационалистской общине. В 1850 г. был назначен пресвитером церкви Троицы в Арунделе. Однако его проповеди, в которых Макдоналд провозглашал любовь Бога ко всему человечеству и всеобщее спасение, не встретили особой поддержки, и его жалованье было урезано вдвое.
В 1851 г. женился на Луизе Пауэлл, с которой прожил всю жизнь. В мае 1853 г. подал в отставку со своих пастырских обязанностей в Арунделе. Некоторое время работал в Манчестере, но оставил работу из-за плохого самочувствия. В 1856 г. леди Байрон убедила Макдоналда отправиться в Алжир в надежде, что это поможет его здоровью. Вернувшись, он поселился в Лондоне и занялся преподаванием в Лондонском университете. Был редактором Good Words for the Young, одного из лучших молодёжных журналов того времени. Первый роман Макдоналда «Дэвид Элгинброд» (David Elginbrod) был опубликован в 1863 г. Впоследствии наиболее читаемыми его работами были «Принцесса и гоблин» (The Princess and the Goblin, 1872), «Лилит» (Lilith, 1895) и «Страна северного ветра» (At the Back of the North Wind, 1871). Все они так или иначе обращались к библейским мотивам. Макдоналд также опубликовал несколько томов проповедей, включая проповедь, посвящённую возможности всеобщего спасения.
После публикации первых работ Макдоналд отправился в лекционное турне по Соединённым Штатам Америки в 1872–1873 гг., получив приглашение от компании Boston Lyceum Bureau. Во время тура читал лекции о Р. Бёрнсе, У. Шекспире и Т. Гуде. В 1877 г. ему была назначена пенсия по цивильному листу. В 1879 г. с семьёй переехал в Бордигеру (Италия). Там же Макдоналд присоединился к Церкви Англии и начал посещать местный приход Всех Святых. Глубоко влюблённый в местную природу и культуру, он жил в Бордигере более 15 лет, посвящая всё своё время литературному творчеству. Он стоял у истоков творческой студии Casa Coraggio. В 1900 г. писатель переселился в пригород Хейлзмира, в дом, построенный его сыном Робертом. Скончался в Аштиде 18 сентября 1905 г. Кремация состоялась в Уокинге, прах захоронен на английском кладбище в Бордигере, где также покоятся его жена и двое из 11 детей.
Мировоззрение
Богословские размышления Макдоналда в основном представлены в его «Невысказанных проповедях» («Unspoken Sermons», 1871), часть из них отражена в его художественных произведениях. На теологию Макдоналда оказали влияние размышления о красоте сельской местности его родины в Шотландии, и он часто вдохновлялся произведениями поэтов-романтиков, таких как С. Т. Колридж и У. Вордсворт. По выражению исследовательницы его творчества К. Дирборн, он был убеждён, что «Бог, наполняющий творение смыслом, является источником истинного воображения, связанного с этим смыслом» (Dearborn. 2006. P. 76). Исследование мира – это первостепенная функция воображения, оно основывается на фактах, но отказывается рассматривать науку как единственного интерпретатора природы или законы науки как единственную область открытий. Вся вселенная зависит от олицетворённой в Святом Духе любви Отца и Сына, и эта любовь лежит в основе творчества Бога.
Некоторые исследователи описывают его как «потрясающе либерального для своего времени и столь же удивительно ортодоксального – для нашего» (Willcox. 1906. P. 403). Христос в его теологии – это истина, к которой приходят через наблюдение, а не рассуждение. Он в первую очередь тот, кто выражает любовь Бога к человечеству путём акта жертвы. Библия – указатель ко Христу. Именно Христос, а не Библия сама по себе, передаёт откровение Бога: «человек должен быть в мире таким, каким Он [Христос] был в мире, и тогда мир расцветёт вокруг него всеми божественными смыслами» (MacDonald. 1989. P. 98–99). На протяжении своей жизни Макдоналд боролся со своим кальвинистским прошлым: по его мнению, кальвинистская теология приписывала Богу несправедливость. Он отвергал предопределение к смерти и учение о тотальной развращённости человечества.
Исследователи отмечают присутствие в его художественной литературе образов, указывающих на материнские черты Бога (Triggs. 1986. P. 108). Ребёнок же часто выступал у Макдоналда образом Христа, исполняющего замысел Бога в мире: только сердцем ребёнка можно обрести веру. Через смирение и самопожертвование человек поднимается по эволюционной лестнице, преодолевая смерть. Макдоналд считал, что истину можно разделить на научную истину и поэтическую истину. Он верил в буквальное воскресение Христа, которое выдвигал как доказательство любви Бога. Христос пришёл, чтобы спасти людей от грехов, но спасение, по его мнению, заключалось не в необходимости умилостивить гневного Бога, а в исцелении греха как болезни. Писатель сравнивает греховные побуждения человека с червём, «лежащим у самых корней жизни» (MacDonald. 1891. P. 28), который «никогда не умирает», что является отсылкой к древнему змию из Библии и геенне огненной (MacDonald. 1891. P. 187, 262). Именно уничтожение этого «червя» позволило бы человеку войти в вечное блаженство. Всю свою жизнь Макдональд отстаивал учение о всеобщем спасении, он видел справедливым уничтожение греха, а не наказание грешника.
Макдоналд был наставником для Льюиса Кэрролла: благодаря его совету и восторженному приёму «Алисы» его детьми Кэрролл согласился опубликовать свой шедевр. Макдоналд также дружил с Дж. Рёскином и посредничал в длительном ухаживании Рёскина за Розой Ла Туш. Был знаком с Г. У. Лонгфелло и У. Уитменом. Использование им фантазии в качестве литературного средства для изучения состояния человека оказало сильное влияние на следующие поколения известных писателей и богословов, включая К. С. Льюиса, Г. К. Честертона, Дж. Р. Р. Толкина, М. Л’Энгл и др.