Мьевиль Чайна
Мье́виль Ча́йна, Чайна Том Мьевиль (China Tom Miéville) (род. 6.9.1972, Норидж), британский писатель-фантаст, литературный критик, автор комиксов и левый активист, творчество которого связывают с продолжающим литературные традиции Г. Ф. Лавкрафта движением New Weird («новые странные»). Наиболее известные произведения: романы «Крысиный король» («King Rat», 1998), «Вокзал потерянных снов» («Perdido Street Station», 2000), «Город и город» («The City & the City», 2009), «Посольский город» («Embassytown», 2011), «Рельсы» («Railsea», 2012), документальная книга «Октябрь» («October: The Story of the Russian Revolution», 2017).
Биография
Отец покинул семью вскоре после рождения Мьевиля (впервые он увидел его в возрасте четырёх лет), и Чайна вместе с матерью Клаудией, школьной учительницей и переводчицей, и сестрой Джемаймой переехали в Лондон. Согласно семейным рассказам, имя «Чайна» было выбрано случайно – родители Мьевиля листали энциклопедию и остановились на статье про Китай.
Мьевиль два года проучился в частной школе Оукем-скул. В 1990 г., когда ему исполнилось 18 лет, Мьевиль провёл год в Египте, будучи учителем английского языка.
В 1994 г. Мьевиль получил степень бакалавра по социальной антропологии в Клэр-колледже (Кембриджский университет), а к 2001 г., уже после публикации первых двух романов, написал магистерскую и докторскую диссертации по международным отношениям в Лондонской школе экономики. Докторская диссертация Мьевиля впоследствии превратилась в полноценную монографию «При столкновении двух равных прав: марксистская теория международного права» («Between Equal Rights: A Marxist Theory of International Law», 2005).
В Клэр-колледже Мьевиль заинтересовался марксизмом. Его привлекло то, что марксизм, в отличие от постмодернистских теорий, способен дать объяснение истории и политическим событиям, являясь при этом высокосистематичной доктриной. В университете Мьевиль стал убеждённым социалистом и вступил в Социалистическую рабочую партию.
В 2001 г. Социалистический альянс (альянс левых партий и независимых социалистов на территории Великобритании) выдвинул Мьевиля в палату общин, однако Мьевиль проиграл выборы. Мьевиль состоял в Социалистической рабочей партии Великобритании ещё 12 лет и покинул её из-за скандала, который пыталось замять руководство: один из участников партии был обвинён в изнасиловании, а руководство провело показное расследование, обвиняющее жертв и обеляющее обвиняемого. К столетию Октябрьской революции Мьевиль выпустил документальную книгу «Октябрь» («October: The Story of the Russian Revolution», 2017).
Характеристика творчества
На творчество Мьевиля повлияло множество авторов. В первую очередь это М. Джон Харрисон и Г. Ф. Лавкрафт: из-за них Мьевиля причисляют к движению New Weird («новые странные»), ориентирующемуся на возрождение лавкрафтианской фантастики (weird fiction), название для которого и подарил Харрисон. Произведения направления New Weird сочетают в себе различные фэнтезийные и фантастические элементы, а также мотивы экзистенциального и физического ужаса. Сам Мьевиль называет своими литературными «героями» также М. Муркока, М. Пика, У. Ле Гуин и Дж. Балларда.
Влияние Балларда и баллардианских мотивов тёмных сторон идентичности и её нарушения сказывается в своеобразном урбанизме большинства произведений Мьевиля – почти все его книги так или иначе рассказывают истории нестабильных городов и горожан. Например, «Крысиный король» и «Кракен» повествуют о неведомых сторонах Лондона, а «Последние дни нового Парижа» («The Last Days of New Paris», 2016) излагают альтернативную историю Парижа Второй мировой. Эти романы можно назвать традиционными городским фэнтези или городской фантастикой, в то время как другие романы Мьевиля меньше укладываются в знакомый массовый формат.
В романе «Город и город» центральным «персонажем» по сути становится причудливо разделённый надвое город, жители различных половин которого, находящихся в разных государствах, должны не замечать друг друга, даже если находятся на одной улице, чтобы не нарушать границы. В 2018 г. роман был адаптирован для телевидения – сериал с тем же названием вышел на канале BBC 2 и состоял из четырёхчасовых эпизодов, режиссёром выступил Т. Шенкленд.
В произведении «Посольский город» действие происходит в городе на далёкой планете, и он также раздваивается на человеческое поселение внутри купола – купол расположен посреди более обширного города жителей планеты, ариекаев, с которыми общаются люди-близнецы. В силу странного устройства языка аборигенов (два разных слова должны произноситься одновременно, и при этом говорящий должен держать в уме для каждого означающего его собственное означаемое) близнецы подготавливаются к своей посольской миссии таким образом, чтобы они могли выступать как единый говорящий.
В обоих романах событие, которое запускает основной сюжет, касается сбоя в раздвоенной идентичности города или населяющих его персонажей, будь то нарушение границ в «Городе и городе» или появление в «Посольском городе» неординарного посла, составленного не из братьев-близнецов.
Не всё действие романов из Нью-Кробюзонской трилогии – «Вокзал потерянных снов» («Perdido Street Station», 2000), «Шрам» («The Scar», 2002), «Железный совет» («The Iron Council», 2004) – происходит в эпонимном городе, однако именно Нью-Кробюзон, события в нём и вокруг него выступают связующим звеном цикла.
События, происходящие в мьевилевских городах, при этом имеют отчётливо политический характер – вплоть до революции левого толка, в чём сказывается политическая ангажированность писателя. Помимо политических мотивов в произведениях Мьевиля также выделяются философские темы, почерпнутые из современной континентальной мысли. Особенно ярко они проявились в романе «Посольский город», который можно назвать романом-трактатом на тему философии языка – своеобразным диалогом со структуралистским и постструктуралистским направлениями. В других романах, таких как «Кракен», рассуждения Мьевиля на тему случайности могут быть прочитаны как заочная полемика со спекулятивным реализмом – с движением, у истоков которого стоял он сам, когда публиковал философско-литературные статьи в журнале Collapse.
Признание
Творчество Мьевиля сразу привлекло внимание критиков. Например, «Вокзал потерянных снов» получил премию Артура Кларка (2001). Роман «Шрам» выиграл премии British Fantasy Awards (2003) и «Локус» (2003), «Железный совет» – премию Артура Кларка (2005) и «Локус» (2005). «Город и город» получил премии «Локус» (2010), «Хьюго» (2010) и World Fantasy (2010). «Кракен» и «Посольский город» выиграли премию «Локус» (2011, 2012 соответственно).