Ли Вивьен
Ли Ви́вьен (Vivien Leigh; настоящие имя и фамилия Вивиан Мэри Хартли, Vivian Mary Hartley) (5.11.1913, Дарджилинг, Британская Индия, ныне Индия – 8.7.1967, Лондон), английская актриса.
В 1932 г. поступила в Королевскую академию драматического искусства (Лондон).
Прервав занятия в том же году после замужества (имя мужа – юриста Ли Холмана – стало псевдонимом Ли) и рождения дочери, в 1934–1935 гг. снялась в нескольких малобюджетных фильмах. После сенсационного успеха в роли Анриетт в пьесе «Маска добродетели» К. Штернхайма (театр «Амбассадор», Лондон, 1935) заключила контракт с А. Кордой. В 1937 г. сыграла с Л. Оливье (муж Ли в 1940–1960) в историко-патриотическом фильме «Пламя над Англией»; роль Синтии открыла основные темы творчества актрисы – обречённость высокого чувства, преданность и жертвенность женщины в мире житейской прозы и приспособленчества.
Мировое признание принесла роль Скарлетт О’Хары в американском фильме «Унесённые ветром» («Gone with the Wind», 1939, премия «Оскар», 1940). Эмоциональный накал и глубина проникновения в образ, богатство и яркость психологических нюансов позволили актрисе с редкой для кинематографа 1930-х гг. убедительностью передать картину внутреннего опустошения и гибели иллюзий эгоистичной героини.
Лирико-драматический дар Ли с особой силой раскрылся в фильмах «21 день» («21 Days»), «Мост Ватерлоо» («Waterloo Bridge», оба – 1940), «Леди Гамильтон» («That Hamilton Woman», 1941), «Цезарь и Клеопатра» («Caesar and Cleopatra», 1945), «Анна Каренина» («Anna Karenina», 1948). Тема одиночества в бездуховном мире доминировала в ролях Бланш Дюбуа («Трамвай "Желание"», «A Streetcar Named Desire», 1951; Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля, в том же году; премия «Оскар», 1952; премия Британской академии кино и телевизионных искусств, 1953), Карен Стоун («Римская весна миссис Стоун», «The Roman Spring of Mrs. Stone», 1961), Мэри Тредуэлл («Корабль глупцов», «Ship of Fools», 1965).
В течение 20 лет выступала на английской сцене в дуэте с Оливье. Среди лучших театральных ролей: Дженнифер Дюбеда («Врач перед дилеммой» Б. Шоу, 1942), Сабина («На волосок от гибели» Т. Уайлдера, 1945–1946), леди Тизл («Школа злословия» Р. Б. Шеридана, 1945), Антигона («Антигона» Ж. Ануя, 1949), Бланш Дюбуа («Трамвай "Желание"» Т. Уильямса, 1949).
В 1950-е гг., вопреки прогрессирующей болезни (туберкулёз и нервное истощение), достигла наивысшего творческого подъёма, сыграв Клеопатру («Цезарь и Клеопатра» Шоу; «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира, оба – 1951) в Лондоне и на Бродвее, а затем Виолу, леди Макбет и Лавинию («Двенадцатая ночь»; «Макбет», оба – 1955; «Тит Андроник», 1957, все – Шекспира) в шекспировский сезон 1955 г. в г. Стратфорд-апон-Эйвон.
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. продолжала с успехом выступать на сцене в пьесах Ж. Фейдо (Лулу Д’Арвиль – «Займись Амелией», в переводе Н. Коуарда – «Ищи Лулу», 1959) и Ж. Жироду (Паола – «Поединок ангелов», 1960) и др. В 1961–1962 гг. во главе одной из трупп театра «Олд Вик» гастролировала в Австралии (Маргарита Готье – «Дама с камелиями» А. Дюма-сын, 1962, и др.). В 1966 г. на Бродвее сыграла Анну Петровну («Иванов» А. П. Чехова, постановка Дж. Гилгуда).
В 2013 г. Королевская почта выбрала Ли для серии из 10 почтовых марок «Великие британцы».