Лепешинский Пантелеймон Николаевич
Лепеши́нский Пантелеймо́н Никола́евич [29.2(12.3).1868, село Студенец Климовичского уезда Могилёвской губернии, ныне Костюковичского района Могилёвской области, Белоруссия – 29.9.1944, Москва], деятель революционного движения, один из организаторов народного образования в СССР. Из семьи священника. Учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета (1886–1890, исключён за участие в кружке народовольцев), окончил экстерном Университет Святого Владимира в Киеве (1891). С 1890 г. в революционном движении. Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», агент газеты «Искра». Член организационного комитета по созыву 2-го съезда РСДРП. Неоднократно подвергался аресту и ссылке. В 1903 г. примкнул к большевикам. В 1907–1909 гг. преподавал в Оршанском реальном училище, в 1910 г. – в селе Щёлково Московской губернии. В 1918–1919 гг. член коллегии Наркомпроса, заведующий отделом реформы школы. В 1919–1920 гг. заместитель наркома просвещения Туркестанской АССР (Ташкент). В 1921–1924 гг. заместитель председателя Истпарта. С 1925 г. председатель Центрального комитета Международной организации помощи борцам революции в СССР. В 1927–1930 гг. директор Исторического музея, в 1935–1936 гг. – Музея революции СССР.
Лепешинский – один из инициаторов разработки и авторов «Положения об единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы РСФСР» (1918). Под его руководством были созданы первые совместные учебные планы и программы. В 1918 г. выдвинул и обосновал (совместно с В. Познером) «Московский проект» – наиболее радикальный вариант реформы, предусматривавший, наряду с общедемократическими положениями (всеобщее бесплатное и равное для всех образование), установление непрерывного учебного года с 7-дневной учебной неделей (в том числе 2 дня на экскурсии), разработку примерных (базовых) программ, замену классов по возрастам группировкой учащихся по уровню подготовленности и пр. Лепешинский обосновал модель нового типа учебного заведения – школы-коммуны, т. е. общины, построенные на принципах самоуправления, самообслуживания и организации «умственных форм труда». Отстаивал политехнический принцип обучения, разработал пути соединения умственного и физического труда на основе участия детей в общественной жизни и включения их в трудовые процессы на производстве. В вопросах воспитания отдавал предпочтение государству и школе перед семьёй.
Свои идеи Лепешинский пытался реализовать в Первой советской опытно-показательной школе-коммуне, основанной им (1918) в селе Литвиновячи (Белоруссия). Ему удалось осуществить идею широкого самоуправления, сделать труд основой школы жизни, но в целом принципы трудовой школы так и не были воплощены в жизнь. В 1919 г. школа-коммуна переехала в Москву, где на её базе была создана Московская опытно-показательная школа-коммуна имени П. Н. Лепешинского. Многие идеи Лепешинского, связанные с деятельностью школы-коммуны, были в дальнейшем использованы в практике А. С. Макаренко.
Работая в Туркестанской АССР, Лепешинский организовал подготовку учителей школ для коренного населения, в том числе в Туркестанском университете (ныне Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека), был инициатором 1-го республиканского съезда работников народного образования (1920).