Le Canard enchaîné
Le Canard enchaîné (Канар аншене, буквально – утка, посаженная на цепь), французская еженедельная сатирическая газета о политике; выходит по средам. В 2018 г. её тираж составлял 340 тыс. экземпляров. Одно из ведущих периодических изданий Франции.
История создания
Газета была основана 10 сентября 1915 г. супругами Жанной (1885–1967) и Морисом (1882–1942) Марешаль при содействии журналиста и иллюстратора А.-П. Дево-Гассье (1883–1951). Её название содержит отсылку к издававшейся с 1913 г. ежедневной газете Ж. Клемансо «Свободный человек» (L’Homme libre), которая, столкнувшись с цензурой, в октябре 1914 г. сменила название на «Человек, закованный в цепи» (L’Homme enchaîné). Французское слово «canard», помимо буквального перевода – «утка», на жаргоне обозначает газету. Изображение селезня в цилиндре и с цепью на шее стало эмблемой газеты, а её девизом значилась фраза, основанная на игре слов: «Я сижу на цепи, это верно! Зато я ничем не связан» (Je suis enchaîné, c’est vrai! Mais je n’ai aucun fil à la patte).
Предполагалось, что газета будет выходить раз в квартал, однако в связи с финансовыми сложностями удалось выпустить лишь пять номеров. 5 июля 1916 г. газета была запущена снова. С этого момента она стала еженедельной. Любая реклама отвергалась, что гарантировало газете независимость. С самого начала издание носило сатирический и пацифистский характер. Однако пацифизм не означал поддержки пораженческих настроений в условиях Первой мировой войны. Главным объектом нападок являлись демагоги вроде политически ангажированного писателя М. Барреса или генерала П. Шерфиса, уверенно заявлявшего о скорой и безусловной победе французов. Кроме того, газета осуждала цензуру, чрезмерный шовинизм и ложь, скрывавшуюся за патриотическими соображениями.
Межвоенный период
Приветствуя окончание Первой мировой войны, газета осталась в оппозиции к действовавшим правительствам. Некоторое время издание поддерживало «картель левых», однако вскоре перешло в оппозицию к Э. Эррио, обвинив его в отказе от данных избирателям обещаний. Аналогично газета лишь краткий период приветствовала создание Народного фронта. Уже с лета 1936 г. в ней стали раздаваться критические комментарии в адрес политики левых правительств. Последующие годы стали непростыми для издания, поскольку главный редактор П. Бенар придерживался прокоммунистических взглядов. Он не отрёкся от своих пацифистских убеждений, однако воздерживался от любой критики в адрес коммунистов. Лишь после заключения советско-германского пакта в 1939 г. в газете стали звучать некоторые критические по отношению к коммунистам замечания, носившие умеренный характер. Несколько редакторов покинуло издание, в частности, Ж. Гальтье-Буассьер, обвинивший руководство газеты в пособничестве коммунистам.
С началом Второй мировой войны газета оказалась в ещё более трудном положении, поскольку её пацифизм, сочетавшийся с прокоммунистическими настроениями руководства, не вписывался в сложившиеся обстоятельства. 11 июня 1940 г. издание было закрыто и возобновилось лишь после освобождения Франции, осенью 1944 г.
Газета в годы Четвёртой и Пятой республик
После смерти П. Бенара в 1946 г., газету возглавил Р. Трено, который пересмотрел редакционную политику в отношении коммунистов. Начиная с 1946 г., Французская коммунистическая партия (ФКП) предостерегала своих сторонников от чтения газеты; от издания отвернулась часть левого электората. Тираж, достигший своего максимума в 1946 г. (более 520 тыс. экземпляров), опустился до 100 тыс. уже в 1950-е гг. В условиях Четвёртой республики и конфронтации, установившейся внутри левого лагеря, газета, выступавшая с левых позиций, оказалась в невыгодном положении. К 1955 г. её тираж увеличился лишь до 121 тыс. экземпляров.
С установлением Пятой республики газета достигла пика своей популярности. К концу 1958 г. её тираж составлял почти 200 тыс. экземпляров; в 1962 г. он увеличился до почти 340 тыс., а к концу 1969 г. достиг 415 тыс. экземпляров. С 1970 по 1992 г., когда газетой руководил журналист Р. Фрессоз (свои статьи он выпускал под псевдонимом Андре Рибо), тираж газеты уверенно держался на уровне 400 тыс., временами взлетая до 800 тыс. С 1960 по 1969 г. Фрессоз регулярно печатал в газете стилизованные под мемуаристов 17 и 18 вв. хроники под общим названием «Двор» («La Cour»). В них он осуждал милитаризацию, ограничение общественных свобод и контроль над средствами информации. При Р. Фрессозе газета превратилась в одно из ведущих периодических изданий Франции и стала заметной политической силой благодаря громким расследованиям. Газете принадлежит немаловажная роль в развёртывании в октябре 1979 г. скандальной кампании против президента В. Жискар д’Эстена, получившего бриллианты в подарок от императора Центральноафриканской Республики Ж.-Б. Бокассы. Рекорд в 1,2 млн экземпляров принадлежит номеру от 13 мая 1981 г., в котором были опубликованы документы, подтверждавшие преступную деятельность в годы Второй мировой войны высокопоставленного чиновника правительства «Виши» М. Папона, занимавшего в 1978–1981 гг. пост министра бюджета.
Со временем тираж газеты вновь снизился (347 тыс. в среднем в 1985), что объяснялось общим падением популярности левых сил. Часть аудитории упрекала газету в том, что исходившая от неё критика вредила авторитету левых в стране и тем самым была на руку правым партиям. С 1992 по 2017 г. газетой руководил М. Гайар. С 2017 г. руководство изданием осуществляет Н. Бримо, который прославился благодаря выходу 6 мая 1981 г. скандальной статьи, повлекшей за собой разоблачение и судебный процесс над М. Папоном.
25 марта 2020 г. во время пандемии COVID-19 газета впервые была выпущена в цифровом формате (№ 5185) из-за введения мер сдерживания распространения вируса во Франции. Подписчики могли скачать экземпляр издания на сайте газеты бесплатно, все остальные – за 1 евро. В феврале 2022 г. газета оказалась в центре скандала, после того как журнал L’Obs обнародовал результаты расследования, согласно которому работавший в издании с 1957 по 1969 г. журналист Ж. Клементен (род. 1924) сотрудничал со Службой государственной безопасности Чехословакии и содействовал публикации в газете ложных сведений. Руководство газеты во главе с Н. Бримо заявило о том, что никогда прежде не подозревало о возможности подобной подрывной деятельности со стороны своих сотрудников. Непосредственный виновник скандала, находящийся в крайне преклонном возрасте, отказался от комментариев.
Стиль газеты
Помимо ироничного и основанного на языковой игре «тона Канара», в котором выдержаны все публикуемые тексты, а также принципиального отказа от рекламы, к особенностям издания относится то, что в нём не публикуются фотографии, зато значительное место отводится политической карикатуре. С 1982 г. и вплоть до своей гибели в 2015 г. с газетой сотрудничал известный карикатурист Ж. Кабю. Вышедший после теракта в редакции журнала Charlie Hebdo номер от 14 января 2015 г. разошёлся тиражом в 1 млн экземпляров.