Ларроча Алисия де
Ларро́ча Али́сия де, Алисия де Ларроча де ла Калье (Alicia de Larrocha de la Calle) (23.5.1923, Барселона – 25.9.2009, там же), испанская пианистка и педагог.
С 1927 г. училась в Академии Маршалла (Academia Marshall) в Барселоне у Ф. Маршалла Кинга, наследника педагогических традиций Э. Гранадоса. Маршалл Кинг был единственным учителем А. де Ларрочи, она продолжала консультироваться с ним и работать в качестве ассистента вплоть до его кончины в 1959 г.
Первые публичные выступления состоялись в очень раннем возрасте, в 1929 г. (Академия Маршалла, Дворец миссий в рамках Всемирной выставки в Барселоне). В 1934 г. дебютировала с Муниципальным оркестром Барселоны под управлением Ж. Ламота де Гриньона, исполнив Концерт ре мажор № 26 К. 537 В. А. Моцарта (Дворец изящных искусств, Барселона). В 1936 г. впервые выступила в Мадриде («Театро Кальдерон») с Мадридским симфоническим оркестром под управлением Э. Фернандеса Арбоса.
Концерты в Лозанне и Цюрихе (Швейцария) в 1947 г. ознаменовали начало международной карьеры. Вскоре последовали выступления во Франции и Бельгии. В 1954 г. А. де Ларроча дебютировала в США (Калифорния), приняв участие в серии концертов с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением А. фон Уолленстайна. С 1965 по 2003 гг. в качестве представителя американского концертного агентства Columbia Artists Management ежегодно совершала 3 концертных тура по городам США. В 1979 г. в Питтсбурге и Нью-Йорке отпраздновала 50-летие своей концертной деятельности, исполнив в течение трёх дней 5 фортепианных концертов Л. ван Бетховена с Питтсбургским симфоническим оркестром под управлением А. Превина.
Прославилась интерпретациями музыки испанских композиторов: А. Солера, Э. Гранадоса, И. Альбениса, М. де Фальи, Х. Турины. Участвовала в премьерных исполнениях ряда сочинений современных авторов [Х. Монтсальватже, Ф. Момпу, Карлоса Суриньяка (1915–1997), Леонарда Балады (род. 1933)]. Репертуар включал также произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Куперена, Д. Скарлатти, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена, И. Брамса, С. В. Рахманинова, К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, Ф. Пуленка, А. И. Хачатуряна.
Выступала с Английским камерным оркестром (в 1991–1994 записала с ним фортепианные концерты В. А. Моцарта № 9, 19–27), с Королевским филармоническим и другими известными оркестрами. С Симфоническим оркестром Берлинского радио записала все фортепианные концерты Л. ван Бетховена (№ 1, 3, 5 – в 1983; № 2, 4 – в 1984) и его Фантазию для фортепиано, хора и оркестра (1984). Выступала под руководством известных дирижёров: К. Дейвиса, Г. Шолти, Р. Фрюбека де Бургоса, З. Меты, К. П. Кондрашина, В. И. Федосеева, Е. Ф. Светланова, Дж. Левайна, Сэйдзи Одзавы.
Играла в дуэте с виолончелистом Г. Касадо (в 1956–1958 представили 37 концертных программ), скрипачом Дж. Багаротти, пианистом Х. Торрой, пианисткой Р. Сабатер, певцами К. Бадией (записали «Тонадильи» и «Любовные песни» Э. Гранадоса, 1963), Викторией де лос Анхелес (записали вокальные произведения Э. Гранадоса, М. де Фальи, Б. де Ласерны, Х. Монтсальватже), М. Кабалье, Х. Каррерасом. Выступала со Струнным квартетом Гварнери (Guarneri Quartet; США), Токийским струнным квартетом (Tokyo String quartet; в 1993 записали Фортепианный квинтет Р. Шумана ор. 44).
Творческая биография насчитывает более 4 тыс. концертных программ, представленных в лучших концертных залах Европы, Японии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, стран Африки и Латинской Америки.
Завершила карьеру концертирующей пианистки в 2003 г., посвятив себя педагогической деятельности. Преподавала на Международных университетских курсах Música en Compostela (1958–1965, Сантьяго-де-Компостела, Испания). В 1959 г. возглавила Академию Маршалла – правопреемницу Академии Гранадоса (Academia Granados, Барселона), где организовала курс, посвящённый интерпретации фортепианных произведений испанских композиторов (Master de la música Española). С 2001 г. президент Ассоциации Э. Гранадоса – Ф. Маршалла (Asociación Musical Granados – Marshall, Барселона). В том же году по случаю празднования 100-летия со дня основания Академии Гранадоса в содружестве с американским пианистом и исследователем Д. Ривой подготовила к изданию полное собрание фортепианных произведений Э. Гранадоса (издательство Editorial de Música Boileau, Барселона).
Сотрудничала с крупнейшими звукозаписывающими компаниями, среди них: Decca Records, Hispavox, BMG, EMI Classics.
Четыре премии «Грэмми» (за запись фортепианной сюиты «Иберия» И. Альбениса, 1974; за запись Концерта соль мажор для левой руки М. Равеля и Фантазии для фортепиано и оркестра Г. Форе, 1975; за запись фортепианной музыки Альбениса, 1988; за запись фортепианной музыки Э. Гранадоса, 1991); три премии «Эдисон» (1968, 1978, 1989), две награды Grand Prix du Disque (1960, 1974), две премии Record of the Year (1971, 1974), Премия немецких критиков (1979). Награждена медалью Листовского общества (за запись Сонаты си минор Ф. Листа, 1980).
Золотая медаль «Испанского института» (Spanish Institute, Нью-Йорк, 1980). Премия принца Астурийского за достижения в искусстве (1994). Премия международного музыкального совета при ЮНЕСКО (1995).
Почётный академик Баварской академии изящных искусств (Мюнхен, 1990).
В 2014 г. были изданы (в 4 томах) фортепианные и камерные сочинения А. де Ларрочи «Грехи юности» («Pecados de juventud»). В 2016 г. в Испании вышла в свет монография М. Пажес Сантаканы со вступительной статьёй А. Превина «Алисия де Ларроча. Заметки для гения». В 2017 г. при содействии испанских телевизионных каналов TVE и TV3 состоялась премьера документального фильма «Руки Алисии» («Las manos de Alicia»). В 2018 г. компания Decca Records выпустила коллекцию из 41 CD, в которую вошли записи пианистки, сделанные на этом лейбле (включая его американское подразделение), а также записи из серии «Páginas célebres para piano», вышедшие на лейбле Hispavox.