Квиетизм
Квиети́зм (итал. quietismo, от лат. quietus – спокойный), мистическая доктрина, абсолютизирующая присущее христианству требование предать себя воле Бога и доводящая его до полного отрицания человеческой активности в сфере духовной жизни. Квиетизм советует верующему любить Бога «чистой», т. е. абсолютно бескорыстной, любовью, понимая это как отказ желать для себя даже духовных благ – сил для морального поведения, спасения души; по логике квиетизма, душа должна быть готова с радостью принять даже своё вечное осуждение как ещё один акт Божией воли. Рекомендуется не оглядываться на себя, даже на свои грехи и недостатки (которые квиетизм любит объяснять насилием со стороны бесов); цель – не усовершенствовать, а «уничтожить» своё «я» и через это обрести полный «покой». Как еретическое заострение санкционированных Церковью мистических учений (в случае квиетизма – наследия испанской мистики 16 в.) квиетизм типологически сопоставим с такими ересями, как мессалианство на ранневизантийском Востоке и доктрина «братьев свободного духа» на позднесредневековом Западе; однако его специфика в том, что он связан с религиозным кризисом на пороге Нового времени, с протестом против рассудочной культуры воли, по-своему характерной и для иезуитов, и для янсенизма, с тягой к возрождению созерцательности как противовеса раннебуржуазной деловитости.
Квиетизм сформировался внутри католицизма и был приведён в систему испанским священником М. де Молиносом, издавшим в Риме в 1675 г. книгу «Духовный руководитель» («Guida spirituale»); ряд его тезисов, в том числе рекомендации «уничтожить» естественные потенции человеческой природы, отказаться от рационального самоанализа, от воли к активному действию, ничего не просить у Бога ни для себя, ни для ближнего, были осуждены в 1687 г. папским декретом. Дальнейшее развитие квиетизма связано с Францией, где главным защитником умеренного квиетизма выступал Ф. Фенелон, развивавший доктрину о «чистой» любви к Богу, главным противником – Ж.-Б. Боссюэ. Предметом острых споров была личность и литературная деятельность духовной писательницы Ж.-М. Гюйон (1648–1717), заключённой на несколько лет в Бастилию. Дальнейшее влияние квиетизма связано с внеконфессиональной мистикой: сочинения Гюйон получили широкий резонанс в кружках немецкого пиетизма, среди мистически настроенных масонов, а в России времён Александра I – среди образованных приверженцев т. н. хлыстовства (кружок Е. Ф. Татариновой).
Термин «квиетизм» употребляется в расширительном смысле для обозначения всякого религиозно окрашенного настроения, тяготеющего к угашению воли и отказу от действия.